Конституционные основы социального государства в России (продолжение, глава 2)
§2. Конституционно-правовое регулирование
социальной политики государства в Российской Федерации
Для раскрытия данного вопроса необходимо определить понятие конституционно-правового регулирования. Под конституционно-правовым регулирование понимают целенаправленное воздействие государства при помощи особого универсального конституционного инструментария в виде средств (способов, приемов) воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения и развития. Следовательно, государство обеспечивает реализацию социальной политики посредством нормативно-правовых актов, которые детально определяют круг лиц, отвечающих за исполнение предписаний.
В предыдущем параграфе выявлены принципы и ориентиры социальных законов и подзаконных актов. Это – соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания, гарантия получения социальных услуг и конечно реализация базовых социопотребностей человека. Основным регулятор социальной политики в Российской Федерации выступает ее Основной закон – Конституция. В своих положениях она определяет вектор действия государственного аппарата в сфере социальной политики. Необходимо отметить, что реализацией социальной политики занимается не только федеральный уровень власти, но и органы власти субъектов, а также органы местного самоуправления.
Также для раскрытия данного вопроса нам необходимо разобрать содержание социальной политики для каждого уровня власти и определить их степень участия.
Согласно пункту «ж» статьи 72 Конституции РФ социальное обеспечение и социальное защита находятся совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вопросы по предметам совместного ведения согласно части 2 статьи 76 регулируются федеральными законами и производными от них нормативно-правовыми актами. Таким образом, анализ двух конституционных статей говорит о том, что и субъекты могут вести правовое регулирование вопросов социальной политики, находящихся в совместном ведении.
Исходя из подробного анализа статей Конституции РФ во втором параграфе, можно определить основные направления социальной политики: охрана труда и здоровья граждан, защита государством материнства и детства, поддержка малоимущего населения, социальная защита пенсионеров, инвалидов, соотношение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и потребительской корзиной, пособий, пенсий.
Говоря о социальной политике Российской Федерации необходимо упомянуть, что активно база социальной политики начинает складываться с 1995 года. С этого момента законодатель активно начинает разрабатывать социальные законы: Федеральный закон «О ветеранах» от 1995 г.,
«О государственные пособия гражданам, имеющим детей» от 1995 г.,
«О социальном обслуживании населения в Российской Федерации»
от 1995 г., «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1996 г.
Также для усиление проведения социальных реформ принимается ряд федеральных законов: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 1997 года, «О государственной социальной помощи» от 1999 года,
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 2001 года и другие.
Позднее реформирование Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года привело к тому, что социальная защита населения становится компетенцией органов местного самоуправления.
На современном этапе вектор социальной политики определил Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Согласно данному документу базовыми показателями для определения методики развития стали 2013, 2014, 2015 года. Также основные задачи: улучшение социального климата, снижение уровне бедности, модернизация системы пособий по рождению, развитие сектора услуг – направлена на развитее социальные поддержки населения, снижение социального неравенства.
Регулятором выступает также Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ № 1351. Ярким примером важности социального законодательства может служить внесение Советом народных депутатов Алтайского края в 2004 году проекта федерального закона о Социальном кодексе, который в виду обширности и разносторонности социального законодательства был отклонен.
Из всего вышесказанного, резюмируя, отметим, что социальное законодательство начало развиваться в кризисные годы для нашей страны. Конституция Российской Федерации заложила базу регулирования данного вопроса, в связи с этим на современном этапе допустимо говорить о продуктивном исполнении конституционных положений в сфере социальной политики. Стоит отметить, что в настоящее время социальное законодательство развивается достаточно динамично и начинает отмечать вызовам времени.