Меньших Илья Олегович
Меньших И.О. Подписчиков: 5

Конституционные основы социального государства в России (Глава 3, последняя)

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

§3. Мировые модели и функции социального государства

Становление социального государства имеет долгую историю. Лоренц фон Штейн ввел данное понятие в середине XIX века и разработал теорию социального государство под влиянием немецкого философа Гегеля и ряда социалистический доктрин Европы того времени.

Лоренц фон Штейн считал, что именно такое государство не только узаконит господствующий класс, но и станет служить интересам народа.

Однако, зачатки идеи социального государства была отражены в ряде научных работ таких известных мыслителей как:

Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка и других просветителей.

За последнюю четверть века в связи с разными условиями развития государств мира выделили несколько моделей социального государства.

Используя подход шведского социолога и экономиста Г. Эспинга-Адерсена, который исходил из таких понятий как: декоммодификация, стратификация, резидуальность, выделили три модели (типа) и определяем их основные черты: консервативно-корпоративистская (континентальная), скандинавская (социально-демократическая) и либеральная (англосаксонская) .

Консервативно-корпоративистская (континентальная) модель – один из типов социальной политики, существующая в Италии, Германии, Франции и Австрии. Данная модель имеет свою характеристику:

 система социального страхования ориентируется на занятых в народном хозяйстве.

 доход (не гражданство) индивида определяет его статус, что в итоге порождает социальные права.

 финансирование социальных услуг обеспечивается за счет отчислений в фонд заработной платы.

 налоги финансируют социальное страхование, которое обеспечивает жизненные стандарты.

 частные сектор играют важную роль в системе здравоохранения.

 гарантированность сохранения рабочих мест.

 пассивная политика на рынке труда

Социально-демократическая (скандинавская) модель – является вторым типом социальной политики. Данная концепция нашла свое применение в странах Скандинавского полуострова (Дания, Норвегия, Швеция), а также в Нидерландах, Финляндии, Исландии.

Основой скандинавской идеи служит принцип: ответственность общества за судьбу его членов, именно здесь применяется принцип «богатые платит за бедного, а молодой за старого». Характеристикой выступаю следующие положения:

 прогрессивная шкала налогообложения.

 перераспределение государством налоговых отчислений через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы.

 важная роль отведена частым институтам социальной помощи, которые выполняют вспомогательную роль.

Либеральная модель согласно Г. Эспингу-Андерсену нашла свое место в Великобритании и Ирландии.

Важным принципом служит индивидуализм: личная ответственность каждого члена общества не только за свою судьбу, но и за судьбу своей семьи. Говоря о характеристики данной модели, мы указываем следующие пункты:

 незначительная роль государства.

 частные сбережения и частное страхование обеспечивают финансирование социальных программ.

 государство стимулирует рост доход своих граждан.

 дуализм рынка и государства в социальном страховании, образовании, обеспечение жильем.

Проанализировав данную модель, мы приходим к выводу, что она в основном служит защитой для тех, кто не может самостоятельно обеспечить свое благополучие.

Стоит отметить, что переход от теоретического понятия «социальное государство» к практическому начинается в начале XIX века в Германии.

В 1910 года в Германской империи вводится обязательное пенсионное страхование. Позже данная практика появляется в Англии и Франции.

Важным ускорителем в развитии практики и теории социального государства становятся такие события: Великая депрессия (воплощение программы «Новый курс» Ф. Рузвельта в США» и Вторая мировая война («План Бевериджа») .

«План Бевериджа» - идея полной занятости населения в секторах экономики. Он был использован в социальных программах послевоенных правительств Бельгии, Нидерландов и Дании. Позже на этой основе выстроена современной системы социального обеспечения.

Все вышеперечисленные события привели к тому, что понятие «социальное государство» становится конституционным принципом в конституциях ряда стран: Конституция Германии 1949 год, Конституция Французской Республики 1958 года, Конституция Италии 1948 года, Конституция Испания 1978 год, Конституция Португалии 1975 год, Конституция Швеции 1974 года и Конституция Японии 1947 год.

Позже появляются иные модели государства благоденствия.

Типология Дж. Боноли и М. Ферреры базировалась на соотношении государственных расходов к ВВП. На основании этого ученые выделили четыре модели социальных государств: англосаксонская, бисмарковская, скандинавская и южно-европейская.

Социальное государство имеет ряд приоритетных функций:

 противодействие ухудшению демографической ситуации.

 предотвращение массовой бедности населения.

 сдерживание имущественного расслоения путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы:

 минимизация негативных последствий массовой безработицы.

 помощь населению в кризисной ситуации.

 охрана труда и здоровья людей;

 поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

 финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

 поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

 участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

 забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, модели социального государства основываются на разных политических и философских идеологиях, которые в свою очередь предлагают разные, а иногда и противоположные методы решения социальных проблем. Их многообразие также обусловлено постоянной эволюцией государств и общества в целом, но главная задача такого государства всегда одна - установление всеобщего блага и справедливости в обществе. Именно это происходит в период с середины ХХ века до 1990-х годов. В то время можно сказать об активной государственной социальной политике, государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества.

Заключение

1. Проведя сравнительный анализ социально-экономического блока прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации можно сказать о том, что социальное государство для нашей страны остается идеалом. Конституция РФ детализировано определила ключевые положения для реализации социальной политики. На основании анализа социального государства зарубежных стран можно сказать об индивидуальности пути России в этом вопросе. Стоит также заметить вероятность несовершенства российского социального законодательства, однако для более точного ответа необходимо осветить конституционно-правовое регулирование в социальной сфере.

2. Социальное законодательство начало развиваться в кризисные годы для нашей страны. Конституция Российской Федерации заложила базу регулирования данного вопроса, в связи с этим на современном этапе допустимо говорить о продуктивном исполнении конституционных положений в сфере социальной политики. Стоит отметить, что в настоящее время социальное законодательство развивается достаточно динамично и начинает отмечать вызовам времени.

3. Модели социального государства основываются на разных политических и философских идеологиях, которые в свою очередь предлагают разные, а иногда и противоположные методы решения социальных проблем. Их многообразие также обусловлено постоянной эволюцией государств и общества в целом, но главная задача такого государства всегда одна - установление всеобщего блага и справедливости в обществе. Именно это происходит в период с середины ХХ века до 1990-х годов. В то время можно сказать об активной государственной социальной политике, государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Версия Калужской провинции 1740 г.

В то время правила Анна Иоанновна, потом Анна Леопольдовна при малолетнем Иоанне IV Антоновиче, потом Елизавета Петровна. В Мещовском уезде, в Сухиничском стане имения каптенармуса (унтер-офицер, снабженец)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы