Кто виноват, если ДТП произошло при смене сигналов светофора

Исключительно все участники дорожного движения, хотят они того или нет, всегда и везде при движении по дорогам, даже на подсознательном уровне, решают вопрос: «Успею – не успею, смогу – не смогу?»
Если бы решение этого вопроса зависело только от них, то вопрос всегда решался бы положительно.
Но увы и ах! В решение, казалось бы, простой задачи всегда вмешиваются ДТУ (дорожно-транспортные условия), другие участники дорожного движения, создавая порой непредсказуемые опасные и аварийные ситуации, о которых другие участники движения даже не могли предполагать.
Возьмем любой регулируемый перекресток. Здесь светофоры разделяют движение как во времени, так и в пространстве, а пункты 6.14, 10.2 и 13.8 ПДД обязаны исключать ДТП. Но ДТП происходят ежедневно с завидным постоянством. А сотрудники ГИБДД вносят свою ленту, привлекая к ответственности тех, кто и не предполагал, что это произойдет.
Водители должны знать, постоянно помнить и всегда иметь в виду, что на дорогах РФ продолжительность горения сигналов светофоров зеленого и красного зависит от ДТУ (дорожных транспортных условий), в том числе интенсивности движения и временных задач регулирования, а продолжительность мигающего зеленого и желтого сигналов регламентирована пунктами 7.4.2 и 7.4.3 ГОСТа Р 52289-2004 (каждый обязан гореть строго по три секунды). То есть их общее время горения за один цикл работы светофора обязан составлять 6 секунд. Если ГОСТ нарушен, то это не вина водителя.
Для чего это надо знать?
Согласно п. 10.2 ПДД, скорость в населенных пунктах не должна превышать 60 км/час или 16, 6''' м/сек. Если вы приближаетесь к светофору с этой установленной скоростью, то для выполнения пункта 6.13 ПДД вы (в момент включения мигающего зеленого) вам необходимо находиться от «стоп-линии» на расстоянии не менее 100 м, или более 6 секунд для полной остановки без экстренного торможения..
Из этого неизбежно следует: 1) видимость всех светофоров должна быть обеспечена с расстояния не менее 100 м, если видимость окажется меньше, то скорость перед светофорами обязана быть принудительно ограничена;
2) 6 сек и более 100 м пути при скорости ≤ 60 км/час более чем достаточно, чтобы выполнить требования п. 6.2 и 6.13 ПДД, т.е. плавно остановиться в указанных местах;
3) если при включении мигающего зеленого светофора вы находились ближе 100 м до стоп-линии, до границы пересечения проезжих частей, до светофора, то необходимо решать вопрос об отсутствии у вас возможности остановки без применения экстренного торможения в момент включения желтого сигнала;
4) если ваша скорость превышала 60 км/час (16, 6 м/сек), то необходимо устанавливать:
1. точное ваше расположение и вашу скорость в момент включения мигающего зеленого сигнала светофора. На практике никто и никогда это не устанавливает!
2. Вашу возможность остановиться на скорости 60 км/час на данном участке.
При нарушении этих условий бессмысленно гадать «успею – не успею», т.к. другие участники движения, так же как и вы, порой не знают о сказанном выше, более того, не способны, как и вы, визуально определять расстояние до вас и тем более вашу скорость.
Для ориентира: при 60 км/час, при расчетной реакции водителя = 1 сек, при расчетном замедлении ТС более 6,8 м/сек 2 (экстренное торможение), на сухом асфальте полный остановочный путь ТС ≈ 40 метров.
Таким образом: чтобы обвинить любого водителя в нарушении п. п. 6.2 и 6.13 ПДД в момент смены сигналов светофора и тем более привлечь к ответственности по статье 12.12 КоАП РФ, должностное лицо, имеющее на это право, обязано доказать, что водитель не имел права руководствоваться п. 6.14 ПДД, поскольку в момент включения желтого он, двигаясь с доказанной ГИБДД скоростью, имел техническую возможность остановки без применения экстренного торможения, т.к. в этот момент находился от мест указанных п. 6.13 ПДД на расстоянии достаточном для рабочего торможения.
Без этого доказательства привлечение к ответственности незаконно!
Самое интересное то, что в пункте 1.2 ПДД нет технически обоснованного понятия и термина «Экстренное торможение», нет и обоснованных, фиксированных критериев его оценки для различных транспортных средств, дорожных условий и скоростей.
Более того, остановочный путь и эффективность экстренного торможения зависят не только от скорости ТС, времени реакции водителя, но и от вида ТС, его веса, габаритов, парусности, аэродинамики, а также от коэффициентов сцепления колес с дорогой (ϕ), установившегося замедления (J), сил трения, сопротивления качению, состояния тормозной системы, состояния протектора и, конечно же, от профиля дороги, погодных условий и окружающей среды, направления и силы ветра.
Но никогда эти решающие судьбу человека факторы и составляющие при расследовании и экспертизах даже тяжких и резонансных ДТП, при современных технических возможностях, не учитываются, а поэтому эксперты и лица, причастные к оценке и расследованию ДТП, при желании или при необходимости, могут огульно, предвзято манипулировать своими выводами в правовых документах.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Автор, ну зачем ты людям голову морочишь, своими техническими анализами и своими выводами. Ты что эксперт в области дорожного движения? Предоствь документы, где, когда учился, номер сертификата технического эксперта. И не говори и даже не пиши больше, что все водители думают: успею или не успею, что за чушь. Кто из водителей действительно учился, тот знает и соблюдает правило проезда перекрестков (и правила 3 секунд), а кто купил водительское удостоверение, они как раз и ведутся на ваши бредьни, особенно когда дтп совершают.
Вам бы успокоительного попринимать - успокоиться, злобный Вы ...
Да и аттестат предоставить или в школу (общеобразовательную) вернуться - грамотёшки поднабраться ...
Просто - напросто ваш покорный слуга шофер-профессионал с 1958г., 10 лет был начальником службы агитации и пропаганды ПДД в Кемеровском ГАИ и выезжал на самые тяжкие ДТП. Кемеровскую и Челябинскую области знаю по местам выездов на ДТП и т.д, Последние двадцать лет в Челябинском автомобильном учебном комбинате читаю лекции по ОБДД, являясь действительным членом Уральского союза экспертов и оценщиков.
Спасибо, за подробности, профессиональную статью. Обязательно буду обращать внимание на детали!
Самый немаловажный фактор - это культура вождения. Рисковать допустимо, если спасаешь жизнь человеку.
НЕ надо испытывать судьбу при смене сигналов, даже, если вы докажете свою невиновность, акулы юриспруденции( адвокаты, судьи, гайцы), вынут из вас всю душу и...не только душу!
Уважаемый Александр! Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!
Эта фраза О.Бендера абсолютно точно, ёмко подходит для всех, кто волей случая, стечения обстоятельств, из-за чьих-то ошибок или умысла, попал в ДТП. Все УД должны понять, что люди, попав в стрессовую ситуацию, как правило, не готовы: ни к оценке причин и обстоятельств ДТП, ни к определению степени вины и ответственности участников и причастных к нему лиц, ни к принятию обдуманных решений и действий, а результат - недопустимые, неисправимые ошибки, искалеченные судьбы людей, незаконные правовые акты и всегда неизбежные материальные и моральные потери.
Всё приходит с опытом, но получать опыт участника ДТП самому не только не желательно, но и смертельно опасно. О нем останется только сожалеть, если "господин случай" Вам ещё сможет такую возможность и надежду предоставить ! ДТП настолько быстротечны, что люди, попавшие в них, как правило, не успевают увидеть, осознать, запомнить всё, что именно им необходимо было видеть, знать и понять, а главное сделать для предотвращения ДТП, для сбора и фиксации доказательств, для грамотной оценки ДТП и его последствий, для дачи четких, выверенных объяснений.
Поэтому после ДТП они всегда вынуждены домысливать: ● как, что и почему это так случилось; ● кто и на сколько в этом виновен и почему; ● находились ли их действия в причинной связи с ДТП; ● что необходимо срочно делать сейчас и в дальнейшем; ● а главное: кто, как и когда для них или за них это сможет решить и сделать? Но! Домысливать они будут позже, причём с учетом их физического и психологического состояния, их опыта и познаний. Более того, когда время и возможности упущены! Поэтому ложка дорога к обеду!
Борис Михайлович, очень грамотная статья, спасибо! Но я НИКОГДА на соглашусь со словом "НИКОГДА" в заключительном абзаце Вашей статьи:
"Но никогда эти решающие судьбу человека факторы и составляющие при расследовании и экспертизах даже тяжких и резонансных ДТП, при современных технических возможностях, не учитываются, а поэтому эксперты и лица, причастные к оценке и расследованию ДТП, при желании или при необходимости, могут огульно, предвзято манипулировать своими выводами в правовых документах".
Единственное, что может помешать добросовестным "экспертам и лицам, причастным к расследованию и оценке ДПТ" - это сроки. Которыми часто прессуют до невозможности. Катастрофическая нехватка времени! И тем большая благодарность людям, которые даже в этих условиях стараются наиболее полно выполнить свой долг. Это я о "служивых людях".
И эксперты тоже очень разные. Я сама являюсь судебным экспертом по экспертным специальностям строительной и оценочной экспертизы. Я знаю, какие "дьяволы прячутся в деталях".
Спасибо, Людмила! Вы правы, что со словом "никогда" я перегнул. Но дело в том, что ко мне, как правило, обращаются за помощью люди, когда ими уже допущены эти ошибки, когда ДТП уже оформлено и даже когда вынесены вердикты и трудно что-то исправить. И таких обращений за 50 лет тысячи. Поэтому у меня искреннее желание, чтобы как можно меньше было тех, кто будучи невиновным, из-за простейших ошибок и упущений становились заложниками этой системы.
У меня тоже такое желание. И пусть сфера у меня немножко другая - строительная, но и там столько всякого насмотрелась! И большинство ошибок из-за незнания законов и самоуверенности.
Не умеешь ездить, не садись за руль. Чувствуешь неуверенность - не рискуй! Совершил ДТП - получи.