ЕГЭ: чем хорошо, почему плохо
Еще несколько месяцев назад в Госдуме велись обсуждения об отмене ЕГЭ. Многие заявили, что ЕГЭ давно перестал иметь отношение к образованию, а превратился в механическое «натаскивание» детей на баллы. На сегодняшний день известно, что экзамен отменять не собираются, однако сам вопрос остается открытым для учителей, школьников и их родителей: ЕГЭ – это хорошо или плохо? Ломает ли беспрерывная подготовка психику подростка, убивает ли она само желание учиться? Является ли ЕГЭ собственно «единой», безупречной системой? Очевидно, что однозначного ответа дать нельзя, но рассмотреть различные факторы и составить свое мнение – вполне возможно.
Стоит начать с положительных сторон ЕГЭ, первая из которых – его универсальность. Действительно, фраза из инструкции, зачитываемой экзаменуемым: «каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ» кажется довольно корректной. Задания Единого Государственного Экзамена находятся в рамках школьной программы, в отличие от заданий перечневых олимпиад и ВсОШ (Всероссийская Олимпиада Школьников). Такое соответствие уровню школьной программы дает возможность показывать высокие результаты не только школьникам из центральных городов, где больше возможностей для подготовки, но и детям из регионов. Например, в этом году самый высокий балл ЕГЭ (400 баллов за 4 экзамена набрала выпускница из ростовской области Алика Осадчая).
Кроме того, стоит отметить, что довольно универсальны не только содержание заданий, но и их форма. Вопросы в большинстве своем довольно типовые, что дает возможность школьникам подготовиться к вполне конкретным вещам и увереннее чувствовать себя на экзамене.
Однако такой типовой механизм ЕГЭ является не только его достоинством, но и ощутимым недостатком. Особенно отчетливо эта обратная сторона медали видна на творческих экзаменах: иностранные языки, история, литература, русский язык. Здесь жесткая структура самих заданий явно превалирует над их смысловой частью. Необходимо точно следовать определенной схеме написания работы, лишняя или недостающая запятая может оказаться решающей. Содержательная часть работы тоже подчинена этой схеме. Например, в экзамене по русскому языку существует последнее задание: написать сочинение по проблеме, изложенной в тексте. Неправильное с точки зрения экспертов определение проблемы фактически может снять баллы со всего задания.
Такое строгое следование определенному формату распространяется даже на естественно-научные предметы: например, в экзамене по биологии за решенную, но неточно оформленную задачу выставляется неполный балл.
Помимо аспектов самого ЕГЭ не менее волнующей является тема его репрезентации в обществе. Из-за ЕГЭ переживают, наверное, все, кто имеет к нему отношение: учителя, родители, сами школьники. Подготовка к экзамену – это трудоемкий, энергозатратный процесс для всех его участников, но особенно тяжело приходится именно детям. К сожалению, каждый год появляются новости о том, что дети из-за переутомления попадают в больницы, или, не справляясь с давлением, предпринимают попытки самоубийства. Кажется очень важным давать ребенку в процессе подготовки к экзамену поддержку, транслировать ему безусловную любовь и принятие. Это не предоставит гарант удачного выступления на ЕГЭ, но даст ребенку силы на проявление своих способностей.
Так или иначе, ЕГЭ – это очень неоднозначный аспект жизни большинства российских школьников. В нём есть очевидные достоинства, есть и явные недостатки. Главное помнить, что ЕГЭ – это «лишь одно из жизненных испытаний», а любое испытание можно с тем или иным успехом преодолеть.