Альтернативная гражданская служба
Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность регулируется Трудовым кодексом РФ.
Нормативными правовыми актами, регулирующими альтернативную гражданскую службу являются: Конституция РФ, "Трудовой кодекс РФ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, "Кодекс административного судопроизводства РФ" от 08.03.2015 N 21-ФЗ, ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы", Приказ Минтруда России от 27.02.2020 N 84 н "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы".
Согласно ч.3 ст.59 Конституции РФ, гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Также ст.28 и 29 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе свободно выбирать, иметь, распространять убеждения и действовать в соответствии с ними, а также, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Согласно ч.5 ст.1 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
1) Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
2) Он относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.
Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы:
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам РФ, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются Приказом Минтруда России от 27.02.2020 N 84 н "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы". Настоятельно рекомендую ознакомиться как со списком профессий, так и с местами прохождения альтернативной гражданской службы. Почти все организации по своему профилю не соотносятся с перечнем видов профессий. Так, например, есть профессия юрисконсульт, но ни одной юридической консультации в списке организаций нет.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Срок альтернативной гражданской службы:
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 18 месяцев.
Этапы замены военной службы на альтернативную гражданскую службу:
1) Подача заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);
2) Рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
3) Явка гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
4) Явка гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:
Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Требования к заявлению:
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.
Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.
Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии гражданина-заявителя. При этом призывная комиссия:
1) Анализирует заявление и приложенные к нему документы;
2) Выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;
3) Анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления.
Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу:
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Прекращение альтернативной гражданской службы:
1) В связи с увольнением гражданина с альтернативной гражданской службы;
2) В связи со смертью (гибелью), с признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, умершим.
Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:
1) По истечении срока альтернативной гражданской службы;
2) В связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
3) В связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением им указанных полномочий на постоянной основе;
4) В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения альтернативной гражданской службы у данного работодателя. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении гражданина (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя), поданном гражданином в письменной форме или направленном в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя.
По окончанию прохождения альтернативной гражданской службы:
1) Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ.
2) Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Имеет ли недостатки альтернативная гражданская служба в РФ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: