Школьный буллинг: родители помогите вашим детям

Буллинг (от англ. bullying - задира, насильник, хулиган и т.д.) - запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Раньше данное слово имело просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.
Что понять, то такое буллинг, давайте определим его причины, мотивацию, типы.
Причины буллинга:
Национальность и цвет кожи;
Мышление и вероисповедание;
Нарушение речи;
Физиологические особенности;
Избыточный вес.
Мотивация к буллингу:
Способ самореализации;
Недолюбленность детей родителями;
Приобретение авторитета;
Зависть;
Желание казаться сильнее чем ты есть;
Вымещение злобы.
Типы проявления буллинга:
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательство, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник и т.д.).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках.
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съёмка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Для того, чтобы по-настоящему понять, что же такое буллинг на самом деле, я приведу реальные истории проявления буллинга:
История 1. В школе я училась в 1990-е – самом начале 2000-х годов. Как это часто бывает в кризисные времена, многие были заняты поиском врагов, из-за которых так плохо живется. Враги менялись, роднило их одно – они были другие. В силу особенностей внешности, за эти годы мне, помимо своей воли и желания, довелось примерить на себя личину каждого из них – я побывала и цыганкой, и чеченкой, и дагестанкой. И, по мнению моих сверстников, должна была ответить за «грехи» соплеменников. Особенно запомнился один эпизод (их было много, но этот прочно засел в памяти), случившийся со мной классе в восьмом, кажется. Я возвращалась домой из школы, а за мной увязались три парнишки из параллельного класса, которые шли в паре шагов позади, громко обзывали и обвиняли в бедах России меня и всех этих понаехавших «черножопых». В какой-то момент они приблизились вплотную, задержавшись вблизи секунд на 30, а потом обогнали и быстро ушли вперед. Лишь придя домой, я обнаружила, что мой жакет был сзади оплеван. Прошло 20 лет, а горло до сих пор сжимается от обиды. (Анонимно).
История 2. Все началось, когда мне было 13 лет. В то время были популярны два стиля: рок и рэп. Поскольку я никогда не увлекался рэп-культурой, мне стал ближе рок. Аврил Лавин, Fall Out Boy, Thirty Seconds to Mars, Tokio Hotel. Я перекрасил волосы в черный, начал носить одежду более темных оттенков, и это, словно триггер, обернуло моих одноклассников против меня. Стоит сказать, что я жил в маленьком городе, население на данный момент составляет 38 000, и раньше все дети из всех школ друг друга знали. Сначала на меня начали косо смотреть одноклассники, затем дети из параллельных классов, а потом и вся школа. Все всё решили за меня и начали травить. Меня обзывали, в меня кидали мокрой тряпкой, окружали на каждой перемене и бросали в меня мусор, семечки, мелкие монеты, в меня плевали, трогали вещи на парте. Однажды меня прижали к стене и почти подожгли волосы. Гарью запахло, но вид приближающегося учителя их остановил. Успеваемость снизилась. Я перестал отвечать на уроках и выходить к доске. Я начал прогуливать уроки, так как было сложно находиться в этой обстановке. Учителя не обращали внимания. Я перестал гулять. На улице было опасно. Меня знали уже все. Стоило появиться на улице, как дети из других школ, которых я даже никогда не знал, начинали кричать мне вслед и угрожать, что изобьют или даже убьют. Уроки труда были самыми невыносимыми. Пару раз в меня летели деревянные заготовки (спойлер: это очень больно, особенно по голове). На меня опрокидывали весь мусор, который оставался после уроков (деревянную стружку, пыль и прочее). Помню, как несколько раз после школы группа ребят встречала меня и била. На территории школы. Никто ничего не делал. Ни учителя, ни другие дети в стороне, ни прохожие. Я приходил домой, запирался в комнате и плакал. Больше я ничего не мог сделать. Стоит отметить, что я никогда никого не провоцировал. Я мог защитить себя только словами в ответ, однако я старался помалкивать, дабы не вызвать более агрессивную реакцию. Невозможно описать словами те годы ежедневного эмоционального и физического насилия, которому я подвергался. Не понимаю, как я это выдержал. Меня грела мысль, что это однажды просто закончится. В старших классах все стало чуть легче. Я научился игнорировать всех и все научились игнорировать меня. За редким исключением. По-прежнему, наверно, по привычке, кто-то что-то кричал мне в спину и периодически высмеивал меня рядом со своими друзьями. В 10-11 классах мое посещение, как и успеваемость, оставляли желать лучшего. Я почти перестал ходить в школу. Я не мог там находиться. Я боялся. Когда после школы я переехал в другой город и поступил сначала в колледж, а затем в университет, все изменилось. Я стал иначе выглядеть, стал иначе себя преподносить, стал по-другому общаться. Я наконец стал собой только сейчас. Я не имею ничего общего с тем забитым мальчиком в школе. Кому расскажешь – не поверят. На меня больше никто не смотрит косо, да и сейчас я могу сразу ответить любому обидчику. Однако периодически, когда заходит речь о школе, я снова вспоминаю те ужасные годы. Пару раз меня звали на встречи одноклассников. Я не был ни на одной. И самое странное, никто не понимает, почему я там не появляюсь. Все думают, что я стал слишком высокомерным, и эти люди даже не могут вспомнить, какую огромную боль и травму мне нанесли. К слову, я их еще простил, однако это их дело и все на их совести. Я лишь хочу сказать, что если кто-то переживает то же самое или в разы хуже, не бойтесь рассказать об этом маме, друзьям, учителям, директору. Они должны помочь. Это их обязанность. Вы не должны переживать все это одни. Это не ваша ноша. В моем случае все сложилось удачно. Я смог идти дальше, но кто-то нет. И за этих детей мне больше всего обидно. (Анонимно).
История 3. Сейчас мы с бывшим классом плотно общаемся, почти каждый день видимся. Но если вспомнить о том, что было раньше, то поверить в это нельзя.
У нас было четверо мальчиков, которые всех обижали, но они были неприкосновенны. Иерархически всё строилось так: люди, которых вообще нельзя трогать; те, с кем сегодня дружат, а завтра нет; и наконец, ребята, над которыми издевались просто каждый день. Например, мой одноклассник — Егор.
Он был замкнутый, разговаривал невнятно, очень спокойный, сам в себе. И плюс у него внешность располагала к нападкам — здоровый, тёмненький, усы начали раньше всех расти. В классе седьмом он выглядел лет на сорок. Он был главным объектом для нападок: ему втыкали циркуль в спину, били длинными линейками по спине, один раз ему положили в пенал банан и размяли. У него после физкультуры отбирали форму, чтобы спрятать в женском туалете.
Однажды они прожгли ему рубашку. Папа Егора встретился с папами мальчиков, был жёсткий разговор. Парням влетело очень сильно, потому что они уже перегнули палку. На неделю все успокоились, а потом всё продолжилось. Просто перешло в ещё более тяжёлую форму. Мы, девочки, жалели Егора. Но противостоять обидчикам было сложно.
Наша учительница по русскому увидела, что над Егором издеваются, и сказала: «Вы думаете, это всё безнаказанно? Вы сегодня над ним смеётесь, а он завтра может в школу с пистолетом, например, прийти». Но наши только посмеялись. Им вообще всё равно было.
Классная руководительница всегда старалась как-то на ребят повлиять: и родителям звонила, и личные беседы проводила. Но у нашего главного буллера проблема крылась гораздо глубже. Он был сильно недолюбленным ребёнком в семье, где отец мог выпить, ударить его или сказать: «Ты никто».
Буллеры выбирали тех, кто не может ответить, тех, кто не списывался в коллектив. Например, у одного мальчика были проблемы с головой. И над ним тоже прикалывались всё время, типа он дурачок. Один раз мальчики ему что-то сказали, он сел под парту, взял шнурок и начал себя душить. У него лицо покраснело.
Половина мальчиков стояла и ржала над ним, половина понимала, что что-то идёт не так. Когда он уже посинел, кто-то из пацанов начал вырывать у него шнурок
Тогда этот пацан стал разбегаться, чтобы выпрыгнуть в открытое окно с третьего этажа. Мальчики еле успели схватить его за ноги. Они его оттащили, он посидел минуту в углу, поплакал, а потом убежал из школы. Он неделю не появлялся, а потом вернулся, и всё продолжилось. Родителям я не рассказывала, потому что боялась, что мама будет переживать. Чтобы не ходить в школу, я натирала градусник.
К 11-му классу мы стали получше общаться. Люди выросли, у них появились цели, пропал интерес кого-то задавить. Мальчики стали встречаться с девочками, которые их контролировали. Даже над Егором подшучивали, но уже в нормальной форме. Он начал играть с мальчиками в баскетбол в одной команде, это их сплотило. Мой парень тоже травил меня в школе, называл ушлёпком. Сейчас он максимально воспитанный, корректный человек. А что происходило тогда, он вообще не может объяснить.
Родители! Если Ваш ребёнок подвергается травле в школе, одно из самых важных действий, контры Вы должны сделать, это снять с ребёнка чувство ВИНЫ! Поговорите с ребёнком и объясните ему, что он не виноват!
Если Вашего ребёнка травят из-за внешностями и обзывают его УРОДОМ. Скажите ребёнку такие слова: ТЫ НЕ УРОД, И КТО ЗАХОЧЕТ ЭТО УВИДЕТЬ, ТОТ ЭТО УВИДИТ.
Также постарайтесь объяснить своему ребёнку, то он не хуже остальных, а наоборот лучше, поэтому ему завидуют другие, и так проявляют свои зависть.
Очень важно:
1. Быть на стороне ребёнка, поддерживать и успокаивать его.
2. Говорить с ребёнком доверительно.
3. Помогайте своему ребёнку стать более уверенным.
Главная задача родителей не просто защитить и поддержать ребёнка, но ещё и научить его самостоятельно защищать себя и свои интересы! Расскажите ребёнку о том, что рассказывать и делиться своими проблемами это не слабость, а мудрое решение!
ВАС ИЛИ ВАШЕГО РЕБЁНКА ТРАВИЛИ В ШКОЛЕ? КАК БОРОЛИСЬ?

Сейчас понимаю, как мне повезло с классом! Никогда ничего подобного, и намека не было, даже при моих комплексах и драках с мальчишками. С удовольствием и гордостью вспоминаю свою школу.
А вот дочь, как выяснилось гораздо позже, при смене школы пережила по полной! Месяца два- три мучилась от унижений (6 класс), потом практически перестала ходить в школу. Когда меня вызвала директор в конце года и сказала, что мы не прошли испытательный срок, я попыталась ей сказать о ситуации в классе, но она на меня так рявкнула, что я просто махнула рукой: понятно, что дети копировали директора школы. В других школах у дочери таких проблем больше не было, но учебу она с тех пор запустила. Сейчас ей 21 год, и она до сих пор с ужасом вспоминает отрезанные волосы или жвачку в волосах и много ещё чего. Заводилой был дагестанец, и вокруг него активных было человека 4-5, остальные просто боялись, поэтому поддерживали буллинг. Интересно, этот мальчик стал человеком?
У нас в классе такого не было.