Засыпкин Константин Николаевич
Засыпкин Константин НиколаевичПодписчиков: 602
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг161.2к

Размышления о "Евровидении" - почему оно деградирует и превращается в фарс

62 просмотрa
11 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Евровидение – это ежегодный музыкальный фестиваль. Популярный, международный, престижный, с уже сложившейся историей и традициями. Многомиллионная аудитория с интересом следит не только за самим конкурсом и выступлением участников. Внимание публики вызывает и подготовка к фестивалю – отборочные турниры кандидатов, например.

Да и после завершения очередного конкурса общественный резонанс проходит не сразу. Успешно выступившие участники могут добыть «путёвку на музыкальный Олимп». Или получить международное признание. Или придать новый импульс своей карьере.

Однако в последнее время «Евровидение» стало «изживать» себя, из жизнерадостного фестиваля превращаясь понемногу в унылое «околомузыкальное» мероприятие.

Возникает резонный вопрос – почему так? Что принесло «Евровидению» глобальный успех и что «топит» его сейчас?

Первый конкурс прошёл в 1964 году, участие приняли 7 стран из центральной Европы. Мотив фестиваля был навеян витавшей в воздухе идеей «евроинтеграции». Европа - как лоскутное одеяло. Структурно она состоит из множества небольших стран. Во все исторические эпохи многочисленные европейские народы и народности воевали друг с другом. При этом противоречий, претензий друг к другу накопилось немало.

«Евровидение» стало удачным и очень своевременным средством сближения и «сдруживания» стран Европы. Ведь культурно и этнически – они очень непохожи. Выступая на одной сцене, в атмосфере общего праздника, артисты рассказывали о своём народе соседям и миру. Местный колорит, культурный эпос, национальные наряды – всё можно было представить широкой аудитории. Ведь телетрансляции шли не только на Европу. Во многом именно это обеспечивало рост престижа конкурса и расширение географии стран-участников. Всё новые и новые страны вливались в «семью».

Новый импульс «Евровидению» придала гибель «социалистического мира». Тяга ко всему западному, долгое время недоступному, сыграла своё дело. Страны восточной Европы и бывшего СССР значительно пополнили ряды участников. И очень старались проявить себя перед западными соседями.

Тема «евроинтеграции» обрела второе дыхание и новое звучание. Бывшие социалистические страны изо всех сил старались стать «настоящими» европейцами. И участие в «Евровидении» видели как возможность заявить о себе и показать «товар лицом».

А что же музыкальная составляющая? Ведь это конкурс исполнителей песен! А вот с этим труднее всего. Это не турнир молодых исполнителей, участвовать может и новичок, и «звезда», причём в весьма почтенном возрасте. За всё время проведения «Евровидения» было лишь несколько «открытий» новых «имён» – «АББА», «Чингисхан» да Селин Дион. В остальное время удачно выступившие конкурсанты оставались на своём первоначальном уровне популярности.

На «Евровидении» нет ограничений на стиль исполняемой песни. Разрешено всё – и рок, и поп, и фолк, и рэп, и шансон, да и петь можно на любом языке. Поначалу так и было, выступления артистов были очень разноплановыми, а сам фестиваль - многогранным. А что теперь? Сложился некий формат «успешной европесни» - и все стараются ему следовать. Выступления артистов стали крайне похожи, как будто их готовили в одном училище. Кому нужна оригинальность в музыке, если она обречена на провал?

Система оценки выступлений музыкантов (это всё-таки конкурс!) также претерпела ряд изменений. Раньше «авторитетное» жюри совместно со зрителями выбирали лучших. К настоящему времени система голосования стала крайне замудрёной. По форме всё, как и раньше, – жюри + зрители. На деле результаты постоянно подтасовываются в интересах …Явно не в музыкальных интересах. Практически ежегодно происходит какой-нибудь скандал. «Соседское голосование» - это деликатная формулировка проблемы, и с ней пытаются «деликатно» бороться.

Престижу и репутации «Евровидения» сильно мешает отказ от участия ряда стран. Всё это напоминает склочный женский рабочий коллектив. Монако отказалось участвовать из-за «засилья» восточно-европейских участников. Италия – на фоне низких рейтингов. Чехия – потому, что их «недостаточно ценят». Ряд стран не участвует, потому что участвует Израиль. Интересная смесь политики и детского сада. А временами это и вовсе похоже на театр абсурда.

Нельзя не отметить и влияние коммерческой составляющей. Идея конкурса изначально содержала в себе цель – заработать денег. Ведь организаторы – телевизионщики. А к настоящему времени деньги уже абсолютно «рулят процессом». Некоторые страны зачастую пропускают фестиваль именно по финансовым причинам. А промоутеры победившего артиста заранее подсчитывают прибыль – проводить турнир стало очень коммерчески выгодно!

Ну и напоследок о самих артистах. Поначалу право представлять страну доверяли самым известным или талантливым, подающим надежды музыкантам. Сейчас этот фокус уже не работает. Неслучайно «Евровидение» частенько называют «фрик-шоу». Мне запомнилось высказывание одного из организаторов победного для Финляндии выступления. Кстати, единственного за всю их историю участия. «Из года в год мы отправляли на «Евровидение» самых достойных наших земляков – по вокалу, таланту, внешним данным. И всегда проигрывали. Один раз отправили страшных уродцев – и сразу – победа.»

Как показала практика последних лет, финские «Лорди» были просто харизматичными самобытными ребятами. Например, по сравнению с одним австрийским триумфатором соревнований…

Вся динамика развития «Евровидения» последних лет сильно огорчает. Замечательная идея, долгие годы делавшая фестиваль одновременно и самобытным, и престижным, становится тухлым болотом. Как популярные сто лет назад «цирки уродцев».

Да, есть многочисленные рок-фестивали, в том числе с уже давней славной историей и сложившимися традициями. «Нашествие», «Rock am Ring» и ещё целый ряд. Но это «клуб по интересам». Как фестивали джазовой музыки или пианистов.

То, что нужно что-то делать, понимают и сами организаторы «Евровидения». Каждый год внедряются какие-нибудь изменения. В систему отбора, голосования, в регламент… Но всё не то. В последние годы смотреть «Евровидение» - не тянет.

Мне кажется, было бы здорово вернуть фестиваль к его истокам. Чтобы это снова был конкурс самобытности музыкантов. И проводить каждый год не один, а несколько фестивалей, скажем 8-10. В разных странах, по аналогии с «Формулой-1». Устраивать «чемпионат», считать очки за победы, призовые места – и определять страну победителя по итогам года. Возможно, это бы смогло вдохнуть в «Евровидение» новую жизнь.

1 комментарий
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Viktoria Eremin Lusyana
Подписчиков 82
13.05.2024, 09:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг146.4к
Вчера вечером (в субботу) состоялся финал Евровидения, где они сидели и смотрели, и самым ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Андрей
Подписчиков 3552
12.05.2024, 19:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
На этой неделе завершился традиционный песенный конкурс "Евровидения", который ...
Подробнее
Неинтересно
0
21
Viktoria Eremin Lusyana
Подписчиков 82
11.05.2024, 19:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг146.4к
Через день после выступления представителя Израиля на Евровидении Адена
Подробнее
Неинтересно
-1
0