Реформа образования: плюсы и минусы
Можно сказать, что система образования в последнее время шагнула вперед). В частности, важнейшие меры развития государственного регулирования в области предоставления образовательных услуг населению закреплялись как важнейший и главный приоритет административного и социально-экономического реформирования области образования во всех стратегически важных нормативных документах, направленных на совершенствование организации управления в сфере образовательных услуг, двух последних десятилетий, включая концептуальные на настоящий момент (государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы[1]; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы[2]; Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы[3]; и т.д.). В настоящее время также приняты не менее концептуальные программные акты: очередная федеральная программа, а также Постановление Правительства Алтайского края от 13.12.2019 № 494 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае", Постановление Администрации Барнаула от 8 сентября 2014 года № 1924 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики города Барнаула на 2015 - 2024 годы" и т.д. При этом нельзя не упомянуть о федеральном законе об образовании 2010 года, с которого такая реформа и началась. Также приняты стандарты об образовании, заставляющие многие образовательные организации, доучивать "недоучек" и принимать различных так называемых специалистов, купивших многие диссертации у меня, чтобы получать звания "университетов и институтов". Так как, например, требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018)):
Реализация программы бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 90 процентов.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 60 процентов.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 5 лет) в общем числе работников реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 5 процентов[1].
Согласно Приказу Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция" с 2021 года меняются требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата:
Реализация программы бакалавриата обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на иных условиях.
Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).
Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).
И все образовательные учреждения стремятся привлечь любых специалистов, имеющих научные звания, которых повыгоняли из других Вузов за некомпетентность. При этом, чтобы достичь высокий процент выпускников, проверяют на само содержание курсовых, контрольных, дипломных, магистерских работ, а соответствие их оригинальности и правильному оформлению, которое нам диктует федеральный центр. Иначе, без проверки, например, алтайского филиала РанХИГСа из "центра" и переаттестации не обойтись. А, значит, главное добиваться правильного оформления и отсутствия цитирования компетентных ученых в работе с целью повышения оригинальности авторского текста. И еще одна тонкость: не желание цитировать допутинских ученых. Видимо этим объясняется требование использования научных работ в дипломной только и исключительно за последние пять лет, за которые ничего, к слову сказать, хорошего не написано "новыми" докторами наук. Они тупо перефразируют известных ученых XX века, выдавая содержание своих статей за свое собственное...
В общем в заключение отмечу: реформа образования вполне удалась...
[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018) // Официальный интернет–портал правовой информации. – Электрон. Текст. Дан. [Москва], 2005–2021. – URL: www.http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.03.21).; На данный момент принят: Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2020 № 59673): Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 // Официальный интернет–портал правовой информации. – Электрон. Текст. Дан. [Москва], 2005–2021. – URL: www.http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.03.21).
[1] Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295// Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.
[2] О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 541.
[3] О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 22. Ст. 3232.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
одни минусы