Новые образовательные стандарты вступят в силу осенью 2022-го года

"В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться", — В. Мейерхольд российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог
Осенью 2022-го года в силу вступят новые ФГОСы
Осенью 2022-го года в силу вступят новые ФГОСы - федеральные образовательные стандарты для начальной (с 1-го по 4-ый) и основной школы (с 5-го по 9-ый классы).
Стоит отметить, что для школ, родителей и непосредственно учеников это наиважнейшие документы, кои определят содержание школьного образования РФ на долгие годы. Ни для кого не секрет, что ждали их давно: по сути, приказы минпросвещения должны были выйти ещё год назад и вступили бы в силу уже в этом сентябре, но грянувшая пандемия остановила работу.
Чем новые стандарты отличаются от тех, что действуют в настоящее время? Давайте разбираться, что нужно было менять и почему.
Финансисты с пелёнок
Школьники с младших классов начнут изучать финансовую грамотность. Родители тут же заволновались: неужели в школе появится ещё один предмет?
В минпросвещения пояснили, что о введении нового предмета речь не идёт и это не приведёт к повышению нагрузки на детей.
В министерстве отметили:
Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в т. ч. и знания финансовой грамотности. Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, кои школьники получают по итогам освоения программы.
Школьники младших классов узнают, что такое семейный бюджет. В начальной школе эти навыки будут изучаться в рамках предметов "Окружающий мир" и "Математика". Учащиеся узнают, что такое семейный бюджет, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние.
В основной школе с 5-го класса учащиеся начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников (!), как рационально использовать средства. И всё это тоже будет органично включено в несколько предметов: "Обществознание", "География", "Информатика" и иные.
В минпросвещения подчеркнули:
Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, кои бы учащиеся могли применять в реальной жизни. Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания учеников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание.
Изменение программ, по которым обучение уже ведётся, возможно лишь при согласии родителей
В министерстве просвещения пояснили:
Приём на обучение в 1-ые и 5-ые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновлённых стандартов, будет осуществляться школами с 1-го сентября 2022-го года. Но изменение программ, по коим уже ведётся обучение, возможно лишь при согласии родителей обучающихся.
Родители могут заявить директору школы: "Уберите из расписания второй иностранный язык". И директору придётся это сделать. Примечательно, что по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
Час speak
Моя любимая "РГ" уже писала о том, что родители недовольны тем, как преподаётся в школах 2-ой иностранный язык. А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-ых классах - обязательная часть программы. Обычно это 2 урока в неделю. По результатам опроса на сайте "РГ", качеством изучения 2-го иностранного языка в российских школах недовольны 65,4 % родителей. Похоже, родительский "стон" всё-таки услышан.
В новых образовательных стандартах для основной школы написано:
"Изучение 2-го иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей... и при наличии в организации необходимых условий".
Эта норма станет правилом с 1-го сентября 2022-го года. Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-ый класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иностранный язык?
Практический курс
В стандартах, действующих в настоящее время, прописаны лишь общие, весьма размытые формулировки. В новой версии - всё очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить учащийся. Упор сделан на то, как ребёнок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны чёткие требования к образовательным результатам.
Комментарии специалистов
Ректор Московского городского педагогического университета И. Реморенко прокомментировал:
1) Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса. Изменения начали вносить ещё в 2015-ом году - старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали "владеть основами математических знаний". И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять её при решении математических задач.
2) В новых документах нет разделения по годам обучения. Лишь требования к результатам обучения за начальную школу и за 5-9-ый классы в разрезе всех изучаемых предметов. Но есть одно "но". Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: многое нужно просто заучить наизусть. Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было ещё больше. Так, ребёнок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений. Теперь это вполне "подъёмная" цифра - 3-4 стихотворения. Вместе с тем, если мы, к примеру, откроем требования по химии, то прочтём: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять.Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике - там упор сделан на решение задач, больше - в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древних времён до 1914-го года.
Ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" А. Адамский:
Утвержденные документы - это всё же не полностью новые стандарты, а то, что можно назвать ФГОС 2.0, т. е. дополнение к действующим стандартам. Думаю, что серьёзного влияния на образование это иметь не будет, хотя декларации там довольно современные. Вообще, на мой взгляд, сам принцип ФГОСов как регулятора исключительно учебного материала устарел. Стандарты нужно принципиально "пересобрать", включив в них прежде всего финансово-организационные механизмы, упорядочив и нормировав источники финансирования, ликвидировать финансовое неравенство школ в разных регионах и заложить принципы оплаты труда, самостоятельности школ, принципы аттестации учителей. Это должен быть стандарт ресурсов, а не стандарт контроля, как сейчас.
Директор московской школы №1679 П. Северинец:
Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения. До этого всё было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.
Начало обсуждения читайте в моей архивной публикации от 07-го июля 2021-го года "Новые стандарты образования для начальной и основной школы" здесь.
И в завершении весьма примечательная цитата:
"Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование", — Марк Твен американский писатель, журналист и общественный деятель
Вот такие новости, уважаемые читатели. Что скажете? Считаете, что давно назрело? Вас это не касается? Давайте обсудим — пишите комментарии, делитесь мнением и не забывайте ставить лайк (однако всё это не обязательно). Всем добра!
Источники:
Полезные нововведения?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Только советское образование было самым лучшим в мире!
Все стандарты этой власти на буржуазной основе и не могут быть приемлемы большей части населения страны. Только Законопрект "Образование для всех" предлагаемый КПРФ и левыми организациями сможет удоволетворить всех.
Написано-то всё красиво! А вот применение на практике ещё себя покажет.
По моему личному мнению - необходимо прежде всего уменьшать пропасть между уровнем школ в городах и сельских населенных пунктах, между провинцией и "стольными городами". Но это в очередной раз никому не нужно.
Лучше всего высказался ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" А. Адамский. Это должен быть стандарт ресурсов, а не стандарт контроля, как сейчас.
Нужно вернуть советское образование!
Смешно и трагично звучит "финансовая грамотность". Сначала считать и решать научите!!!! А как по Грефу, до 100?