Костякова Светлана Олеговна
Костякова С. О.Подписчиков: 723
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг24к

Взгляд на суждение Л.Н. Толстого с применением криминологического анализа

294 просмотрa
131 дочитывание
4 комментария
Эта публикация уже заработала 8,63 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Рассматривая высказывание Л.Н. Толстого: «Цивилизация шла-шла и зашла в тупик» с применением криминологического анализа в первую очередь следует отметить, что в данном случае речь идет о духовной составляющей личности и так называемого постепенного «угасания» ее развития, идущего в одну ногу с прогрессирующей цивилизацией. Дело в том, что развитие духовного аспекта является необходимым условием формирования правильного мировоззрения личности, нравственных устоев. Криминологическое значение духовности определяется тем, что она формирует направленность поведения, которая может быть как положительной, так и отрицательной, порождая в последнем случае конкретные акты преступного поведения, т.е. способы получения необходимых результатов, а также форма реализации и осуществления духовности личности, оказывающая влияние на состояние духовности социальной среды, а значит и на духовность самой личности.

Своими поступками человек меняет не только социальную среду и социальную духовность, но и самого себя. Непрерывное развитие цивилизации ведет к образованию определенных тенденций - путей развития духовного аспекта личности. А.А. Тер-Акопов выделял следующие виды таких тенденций:

• социальные – выражающие направленность на осуществление общественного долга, социальной обязанности, то есть собственно социальной духовности.

• личностные - выражающие направленность на удовлетворение, главным образом, личных потребностей (в пище, одежде, развлечениях и т.п.).

Случается, когда тенденция долженствования превращается в тенденцию личностного влечения и тогда человек способен превращать общественное в свое, личное; выполнять социально значимое деяние не в силу внешнего принуждения, а руководствуясь внутренней потребностью, добровольно; не рассчитывая на социальное вознаграждение, получая внутреннее удовлетворение от совершенного поступка.

Также, А.А. Тер-Акопов отмечает, что тенденции проявляются в мотивах, в качестве которых выступают потребности, интересы, идеалы и установки.

Потребность - испытываемая человеком нужда в чем-либо.

Интерес - сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Идеал - то, чем человек «хотел бы быть», «каким он желал бы быть». Иногда это совокупность норм поведения, иногда образ «воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекаемые человеческие черты, - образ, который служит образцом».

Установка - позиция личности, «которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление». Установка порождается «внутренним взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность личности», и участвует в мотивации поведенческого акта.

Мотив-внутренняя сила, побуждающая личность к определенной деятельности.

Мотивация - «процесс выбора и принятия решений человеком на основе оценки им различных поведенческих альтернатив, в основе которых лежат разные мотивы, различные побуждения».

Для раскрытия же непосредственного влияния цивилизации на духовную и нравственную составляющую как отдельной личности, формировании вышеупомянутых мотивации и мотива интересной также представляется позиция писателя Л.М. Леонова, который в своих работах не раз поднимал проблему влияния цивилизации на духовную и нравственную составляющую жизни общества (проблему влияния прогресса на нравственность и духовность в обществе), рассуждая о связи между прогрессом и духовными началами человека. Писатель задумывался над тем, почему же без нравственности невозможно светлое будущее нашей цивилизации, ведь цивилизация постепенно развивается, что значительно улучшает жизнь человечества: «Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма». Однако, сложившаяся в мире ситуация тревожила Леонова, что наиболее четко видно на примере следующей цитаты: «Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелются…». Таким образом, главная мысль, которую пытается донести писатель - прогресс науки и техники, помимо положительных аспектов, влечет за собой духовную деградацию общества. Думаю, что и Л.Н. Толстой пытался донести до читателей тот же смысл в рассмотренной выше цитате.

Теперь вновь вернемся к криминологическому анализу. Как уже было отмечено ранее, духовный аспект является важнейшей составляющей человеческой личности, и в наибольшей мере именно благодаря ему в дальнейшем формируется определенные позиции, взгляды, моральные устои, в конце концов, и поведение того или иного человека. Как справедливо отмечает в своей статье Тазин И.И., сущностью человеческой духовности является ее двуполярность и, как следствие, противоречивость. В своей работе Тазин объясняет это следующим образом: « Возьмите любую смысловую категорию духовности и вы без труда отыщите ей противоположную пару: «любовь-апатия», «милосердие - гнев», «смирение - гордость», «вера - тщеславие», «надежда - безысходность», «щедрость - алчность», «справедливость - зависть», «коллективизм - индивидуализм», «истина - ложь», «свобода-страх»». В итоге ученый приходит к весьма логичному выводу: духовный мир всегда ставит человека перед выбором, т.е. перед реализацией какого-то смысла.

Интересна на этот счет и точка зрения Бердяева Н.А., который утверждает: «Дуализм, в котором живет человек в этом мире, и есть источник неисчислимых страданий. Переживание страдания противоположно переживанию целостности. Нарушение целостности и гармонии с миром и вызывает страдание» Т.е. преступление как духовное противоречие предстает одним из объективированных видов этого страдания.

В своей работе Тазин также подчеркивает: «преступление поэтому не извне приходит в общество, как воображают многие, а потенциально существует в недрах субъективного духа. Но это также не позволяет нам говорить о неизбежности совершения преступления и закономерности существования преступности. Истинное понимание состоит в том, что человеческая жизнь носит в себе зародыш как созидательного, так и деструктивного поведения. Какой из них получит развитие - это уже зависит от самого человека».

Подводя итоги, следует отметить, что нынешнее развитие цивилизации во многом негативно сказывается на формировании как духовного аспекта определенной личности (в частности, на формировании мировоззрения), так и всего общества в целом. Духовность социальной среды, носителем которой является личность, усваивающая социальные нормы как свои собственные, порождает психические процессы, связанные с удовлетворением потребностей (в том числе интересов и идеалов) в соответствии с духовными качествами личности, за счет которых в дальнейшем формируется определенный поведенческий акт и, в большинстве своем, именно по причине развития цивилизации, несущей за собой и определенные «тенденции» развития личности и, соответственно, отсутствия надлежащего уровня развития духовного аспекта (неправильного мировоззрения, отказ личности от следования моральным и нравственным устоям), формируется не просто поведенческий акт, а преступный поведенческий акт. Таким образом, можно предположить, что рассмотренная с криминологической точки зрения цитата Л.Н. Толстого с большой долей вероятности никогда не утрат своей актуальности.

4 комментария
Понравилась публикация?
12 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Костякова Светлана Олеговна
Комментарии: 4
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Валерий Ш
Подписчиков 26953
позавчера, 18:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг48М
Интересно, сможет ли кто-нибудь внятно объяснить, куда можно спешить на скорости ...
Подробнее
Неинтересно
00:52
Поделитесь этим видео
-1
82
Валерий Ш
Подписчиков 26953
13.06.2024, 13:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг48М
Эта встреча состоялась 13 лет назад, когда 19-летняя Наташа Алиева подрабатывала ...
Подробнее
Неинтересно
07:13
Поделитесь этим видео
-2
198
Елена
Подписчиков 8322
сегодня, 13:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5М
Подробнее
Неинтересно
00:46
Поделитесь этим видео
0
0
Елена
Подписчиков 8322
сегодня, 10:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5М
Хосе Сильва (1914—1999)— американский парапсихолог, основатель Метода Сильва и ESP системы — нетрадиционных,...
Подробнее
Неинтересно
09:29
Поделитесь этим видео
0
0
Елена
Подписчиков 8322
сегодня, 09:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5М
Подробнее
Неинтересно
00:06
Поделитесь этим видео
0
0
Два Весёлых
Подписчиков 40
сегодня, 12:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг51.5к
Извечный вопрос, кто виноват и что делать? Вопрос конечно интересный и люди обычно не задумываются,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Aleksei Vasilievich K.
Подписчиков 1233
вчера, 22:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг823.3к
Что делать если у Вас депрессия?
Подробнее
Неинтересно
00:27
Поделитесь этим видео
-1
2
Aleksei Vasilievich K.
Подписчиков 1233
вчера, 21:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг823.3к
Подробнее
Неинтересно
05:04
Поделитесь этим видео
0
2