Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции

38 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 2,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Редкое путешествие поездом обходится без чаепитий, бесед с попутчиками, быстрых забегов по магазинам при станциях и чебуреков с лотка. А как обстояли дела с железнодорожной романтикой до революции? Пришло время разобраться в этом вопросе.

«Молчали жёлтые и синие; в зелёных плакали и пели…»

В этих строчках из стихотворения Александра Блока довольно точно описываются вагонный ряд и царившие там нравы. С 1879 года вагоны окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс был синим, второй — жёлтым, третий — зелёным.

Билеты продавались без мест; цена зависела от класса. Второй был примерно в полтора раза дороже третьего, а первый — в полтора раза дороже второго. Естественно, поездку за максимальную стоимость мало кто мог себе позволить, поэтому презентабельные вагоны ходили полупустыми. Чтобы снизить издержки, придумали вагоны-микст: одна половина предназначалась для первого класса, вторая — для второго. Окрашивали их двумя цветами.

Поезд из Петрограда во Владивосток. 1914—1917 годы


Первым и вторым классами ездили преимущественно аристократы. В третьем классе публика подбиралась самая разношёрстная: рабочий люд, крестьяне, интеллигенция, небогатое дворянство.

Бытовые неудобства

Когда видишь фотографии шикарных вагонов с коврами, диванами и столиками, даже не думаешь, что путешественникам приходилось терпеть какой-то дискомфорт. На самом деле до революции пассажиры были лишены многих удобств, которыми пользуемся мы сейчас.

Прежде всего, туалета и умывальника.

Клозеты появились в вагонах первого класса в 1863 году, в третьем классе — и того позже. Почти тридцать лет с момента запуска железнодорожного движения пассажирам приходилось терпеть.

Воспитывать стоицизм и презрение к трудностям помогало и отсутствие отопления. Зимой люди кутались в шубы, платки, тулупы — словом, натягивали на себя всё самое тёплое. Единственное, что могли предложить проводники, — это специальные ящики с раскалёнными углями или кирпичами. Но если за окном настоящая русская зима, то и это не спасало.

Отопление в поездах появилось в том же благословенном 1863 году.

Железнодорожная романтика

Р. Кабрера «Пара в поезде». 1890 год

Ну какая же романтика железных дорог без чая? Увы, знакомого нам чая в подстаканниках и перекусов пассажиры раньше тоже не знали. Аристократам из первого класса было неприлично чистить яйца и глодать куриные ножки, так что они ходили в вагон-ресторан.

Правда, это стало возможно только с 1896 года, когда в России появились первые вагоны такого типа.

Вагон-ресторан Восточного экспресса


Публике из третьего класса было легче: там могли запросто достать припасы, поделиться с соседями, да ещё и выпить за знакомство.

Но вот с чаем тоже были проблемы, поскольку достать кипяток можно было только на станции. Когда поезд останавливался, все бежали со своими чайниками и котелками в кубовую — специальное строение, где размещались баки с водой.

Дорога от Петербурга до Москвы в середине XIX века занимала около 20 часов. Спальных мест не было, максимум — откидывались спинки диванов и кресел, как в современных автомобилях. Но несмотря на все неудобства, ехать по чугунке, как тогда называли железную дорогу, было лучше, чем добираться лошадьми.

источник:

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Спасибо за статью! Довольно интересно было прочесть) Очень интересные моменты)

раскрыть ветку (0)

Миражи Каралеза

Вид с горы Чобан-Кая на Каралезскую долину. Крым. Бахчисарайский район. Село Красный Мак
01:25
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы