Кельбаджар- не Карвачар...
Рассказ Тельмана Керимли.
Кельбаджар не перестал быть Кельбаджаром оттого, что оккупанты переименовывали его в КАРВАЧАР.
Даже депутат Национального собрания Армении от правившего тогда блока "Мой шаг" Овик Алазарян в одном из интервью заявил, что "Кельбаджар не был нашим (армянским) и рано или поздно его нужно было вернуть",на что его коллега по фракции, председатель Союза добровольцев "Еркрапа" Сасун Микаэлян ответил, заявив, что Карвачар всегда был армянским."Я духом (в армянском просторечии синоним слова "смело") заявляю, что Карвачар-наш. Еще в IX веке... У нас там был Дадиванк (армянский монастырь XII-XIII века)."
Можно поменять название храма, но от этого он не станет армянским артефактом! Древний монастырский комплекс Хашаванк или Хотаванк возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене. По преданиям, первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I веке н.э.На этой территории проживали кавказские албанцы, в состав которых входили также утии-удины, на языке которых слово "Хаш" имело двоякое значение: Луна и свет, сияние. Вот отсюда и название комплекса Хашаванк, претерпевшее незначительные изменения-Хошаванк, Хотаванк, Хатаванк и другие.
Большая часть албан, принявшая ислам, впоследствии стали называться азербайджанцами, а перешедшие в христианство-постепенно стали называться армянами. В середине XV века формируются структуры армянской церкви в районе Учкился (Три Церкви), где оставались 3 албанские церкви, и территория была продана азербайджанским правителем Джахан шахом армянским купцам. Позже построенный армянский монастырь назовут Эчмиадзином...
История всегда интересна

Спасибо за публикацию. Узнал много незнакомых слов.