Сварин Корстин
Сварин Корстин Подписчиков: 246
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 155

Советский ГОСТ против ГОСТа современной России: мифы и заблуждения

2 013 дочитываний
129 комментариев
Эта публикация уже заработала 111,89 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Что же такое легендарные ГОСТы эпохи Союза? Переняла ли путинская Россия достоинства и возможности огромной системы классификации различных типов продуктов? Или же советский госстандарт — это опасный и вредительский миф?

Для любого развивающегося и самостоятельного государства необходимо создание прочного фундамента из доступного и современного здравоохранения и контролируемой пищевой промышленности. Как себя будут чувствовать граждане, зная, что ничему в магазинах нельзя доверять? Первейшим цензором и модератором пищевых продуктов должно выступать государство, и лишь после этого для регуляции можно подключать независимые лаборатории и экспертные группы.

Зачем нужна регуляция пищевого сектора экономики?

Советские ГОСТы появились в рамках стандартизации производства в далеких 20-х годах прошлого года. Однако тогда это были лишь прототипы – сама знакомая аббревиатура закрепилась в номенклатурных документах лишь летом 1940 года. Так и появился государственный общесоюзный стандарт.

Для жителей бывшего Союза подобные стандарты являлись прочным гарантом безопасности, а часто даже и органолептических показателей, если мы говорим про съедобности. Замечательная докторская колбаса, знаменитый советский натуральный пломбир и незабываемые кукурузные палочки.

Сейчас часто говорят, мол, нет никаких коров в России (удивительно, живу я в Волгоградской области, так что когда слышу подобное от своих земляков, впадаю в паралич – сходите на комбинаты, потратьте 2—3 часа своего времени и посмотрите лично на тысячи, десятки тысяч поголовья буренок, вот потом и докажите рогатым, что на самом деле их не существует), а молоко все делается из сухого продукта (тоже забавно, как понимаю, сухое молоко – это некий пятый алхимический элемент, получаемый из воздуха).

А вот в Советском Союзе все было натуральное, без консервантов, остаточных пестицидов, химических добавок. Все гнило, кисло, портилось за день – а это главный показатель качества. К сожалению, так называемая самая читающая нация в мире именно так и считает. Попробуем разобраться.

Советские ГОСТы

Для начала, союзный ГОСТ был не стандартом качества, а минимальным порогом, занижение которого фактически означает, что пища почти несъедобна, неполезна или вовсе вредна. Дети 80-х с ужасом вспоминают времена ТУ (технических условий) – благодаря им локальный производитель мог каждые несколько месяцев в году модифицировать стандарты (чаще всего в сторону ухудшения), уменьшать общий объем мяса в колбасе, добавлять субпродукты, да что угодно.

Кстати, и сами ГОСТы преспокойно менялись с частотой в 2—3 раза за год. Конечно, если читать официальную литературу, одобренную партией, вам расскажут о волшебных книгах рецептов по ГОСТам. Конечно, там все отлично.

Порассуждаем про мифы и народную молву. Сейчас также часто шутят, что колбаса в России исключительно бумажная, а вот в Советах…

И посмотрим, что же там с советской колбасой – полезной и натуральной. Правда, ГОСТ 23670-79 от 1979 года в редакции 1980 года (варёная колбаса и сосиски) говорит следующее:


«Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной».

Ну и на замену жилованного мяса пищевые техноголи предлагали использовать щековину, выварку копыт, мочевые пузыри, коровьи проходники.

А что же про страшную химию? Ну, так она там и была: натрий фосфорнокислый однозамещенный 2-водный, который по совместительству применяется как слабительное и в качестве компонента жидкости для мытья стекол. Не миновал еду наших дедушек и бабушек компонент стиральных порошков натрия – триполифосфат, который тоже применяли для колбас.

Для приглядного цвета не стеснялись использовать натриевую и калиевую селитры — абсолютные канцерогены. В вареной колбасе и сардельках допускалось содержание 5000 мг нитритов на каждый килограмм — при жарке они превращались в токсины.

И знаменитые на всю страну анекдоты про замечательное водное молоко сквозь эпохи несут память о «качестве» поставляемого натурального продукта.

Приходит женщина на базар. Подходит к бабке, которая молоко продает, попробовала молоко и говорит:
— Да, да, ваша правда, вчера целый день шел дождь, и корова вся намокла! Бабушка, у вас не молоко, а одна вода.

Или такое:

Молочник:
— Ты доливал сегодня воду в молоко?
Новый подручный:
— Да, сэр!
Молочник:
— Разве ты не знал, что это безнравственно?
Подручный:
— Да, сэр! Но ведь вы же сами сказали...
— Я сказал тебе, что надо сначала налить воды в бидон, а потом уже туда
добавить молока. Тогда мы с чистой совестью можем говорить, что не
разбавляем молоко водой.

Сразу обговорю, по какой-то причине люди, прожившие уже под 40, а то 50 лет, находятся в глубоком первородном ужасе перед словами «пастеризация», «обезжиривание» и «нормализация». Про технологию выработки сухого молока я вообще молчу.

Начнем как раз с «сушняка». Росстандарт заявляет следующее:

«В сухом молоке сохраняются почти все полезные вещества, лишь немного снижается количество витаминов. Но любая тепловая обработка молока, например, пастеризация, приводит к тем же последствиям. И мы пьем молоко не ради витаминов, а ради белка и кальция. Сухое молоко — это молоко, из которого удалена вся влага».

Люди, никогда, видимо, не бывавшие в деревне, вечно упоминают замечательных фермеров и ратуют за молоко прямо из ведра. Советовал бы таким товарищам попробовать хоть раз подоить корову, а потом попробовать ее продукт. Жирный, грязный, с налетом маститого гноя. Как правило, у человека после такого остается много времени на размышления в ванной комнате.

А как же сладенькое? Так вот ГОСТ 240-85 разрешал активно применять в производстве маргарин, всякие кулинарные и комбинированные жиры, который позволял производить жиры из того же пальмового масла, пальмового стеарина, хлопкового пальмитина. А пальмовое масло тогда было куда более низкой очистки.

Да, народ, зловредная пальма была еще и тогда. Причем часто не сертифицированная, качеством навсегда лучше масла технического характера.

Пирожные «Картошка», торт «Полено», согласно техническим условиям, готовились из обрезков, крошек, брака бисквитов и печенья с добавлением кулинарного жира и заменителя какао-порошка.

ГОСТ на пломбир вообще работал лишь до 66 года, после чего для каждого производителя стали доступны ТУ. Мягко говоря, все население, кроме номенклатурщиков, питалось самыми низкокачественными продуктами. Проводя аналогию с настоящим временем, это как если бы вы приходили в магазин и видели в рефрижераторах лишь дешевое мороженное за 25 рублей. Угадайте, какой там состав?

Я полностью согласен с необходимостью регуляции «пальмовой проблемы». Хотя есть очень просто решение. «Будьте богаче», — говорят нам власти. Конечно, если ты можешь себе позволить молоко за 150 рублей/литр, какие у тебя проблемы? Ну или брикет вкусного мороженого за 300 рублей. Самая очевидная проблема с пальмовым жиром – то, что именно пальмовый жир создает рынок дешевых сластей и молочных продуктов (вместе с жиром кондитерским, конечно).

Как часто вы отдаете предпочтение плитке шоколада ценой за 200 кровно заработанных? Скорее всего, нечасто. Тут-то и проблема – усилишь контроль или вовсе запретишь вредные добавки, так сразу же обнищает и без того небогатое население.

Но, возвращаясь к обсуждению советских ГОСТов, у нас хотя бы есть выбор. Выбор – взять один раз что-то качественное, натуральное, сертифицируемое.

Ну и самое нелепое заблуждение – гниль. Все, что гниет – это здорово. Возьмем «живое» пиво. Любой начинающий пивовар или ценитель пенного расскажет вам про очевидный факт. Любое нефильтрованное или пастеризованное пиво может спокойно храниться полгода и несколько лет. Почему же? Потому что, если ваше пиво портится за пару дней, поздравляю, вы нарушили стерильность. Никакое это не качество и не показатель «живости». Вы просто рассадили вредоносные бактерии и заразили напиток. Так что неудивительно, что маркетинг "живого" пива встречается только на брендах из самой низкой ценовой категории.

Ну тогда, спросят некоторые, а как же хлеб? Хлеб же должен плесневеть через день после выпечки? Тут то же самое – плохая термообработка, отсутствие стерильных условий и кривой техпроцесс. Причем абсолютно безвредная йодированная соль, которую используют как раз для защиты от плесени, знакомая каждой хозяйке, магическим образом не превращается в зловещую химию.

Мне, конечно, было интересно узнать, что для наших граждан еда делится на химию и на нехимию. Хлеб и натрий – это две абсолютно разные субстанции, и, не дай Бог, они пересекутся. Поэтому даже современные потребители в ужасе от любой латыни или октобутанофосфатов в описании продуктов. Какая разница, «что это?» и какой эффект имеют. Главное запомнить, что пища состоит из абстрактной души или мистической субстанции, а любая химия — зло (расскажите об этом природе, в которой пестициды генерируются самими фруктами и овощами, привет, яблоки).

По итогу, получается, что стандарты СССР сильно переоценены, а люди до сих пор, в своем большинстве, лишены технологической грамотности. Они скорее пойдут и купят ничем незаверенный продукт у случайного фермера, а потом будут страдать от последствия таких «доверительных» отношений, нежели начнут читать справочную литературу.

Проблем с качеством питания в России бесконечно много. Но только, учитывая опыт (зачастую неудачный) прошлого, мы сможем изменить что-то сейчас. А какая у вас позиция по этому вопросу?

Любили ли вы продукты в Советском Союзе и не верите ли вы молоку на полках современных магазинов? Отвечайте в комментариях.

Верите ли современным ГОСТам?

Проголосовали: 355

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

129 комментариев
Понравилась публикация?
44 / -88
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 129
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Комментарий удалён
Комментарий удалён
Репетитор английского Андрей Александрович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1272
16.08.2021, 12:59
Саратов

Алексей! Флаг Вам в руки! Становитесь фермером и кормите страну исключительно натуральными продуктами. Что мешает-то?

+12 / 0
Ответить

А мешает всем одно -лень матушка . Лучше в интернете сутками сидеть, чем хлев чистить,кстати раз в сезон!

+1 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

натуральными продуктами с такой динамикой у нас уже скоро не каждый сможет себе позволить питаться, а может и сможет но будет думать что она исключительно натуральная (хотя на деле всё иначе). У нас от риса жгут летом какие то отходы из рсп адыгеи кажись, там рисовые чеки или как там их заливают химией и т.п. в общем кубанский рис выручает)))))

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
17.08.2021, 04:34
Южно-Сахалинск

мешает политика нашего государства,заточенная на уничтожение местных производителей

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 619
18.08.2021, 10:58
Самара

цены не приподъемные и условия...сначала НАЛОГ, потом продукт!

Это сделано специально что б не было развития производства...

По деревням и селам всё "своё" разлетается...

и молоко и сметана и творог...яйца ...а уж про мясо молчу, хоть и очень дорого!

Люди не дураки , есть "промку" удел горожан. к сожалению(

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
DELETE
Комментарий удалён
Комментарий удалён
DELETE
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Были, конечно, недостатки в пищевой промышленности, но...! В то время не знали про ГМО, консерванты, пальмовое масло и усилители вкуса! Не знали, что такое творожный продукт и прочее с заменителями жиров с мешаниной жира животного и растительного, причём самого худшего качества! И алкоголем столько людей не травилось до смерти, а продуктами -- до онкологии!

+56 / -3
Ответить

Это не заслуга СССР, тогда еще нигде в мире этого не изобрели

+6 / -26
Ответить
DELETE

В СССР была статья за выпуск некачественной пищевой продукции, по которой можно было поехать на пять лет на лесоповал, а потом всем рассказывать какой плохой Сталин, посадил не за что!

раскрыть ветку (0)
DELETE

АнфисаПишет 16.08.2021 в 08:55
Это не заслуга СССР, тогда еще нигде в мире этого не изобрели

да ну? историю компании "монсанто" читали?

спреды когда начали делать на Западе? так как не могли обеспечить натуральными продуктами!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Елена абсолютно согласен, онкология сейчас зашкаливает, где я живу нет ни одного умершего от ковида, а от онкологии не успевают хоронить, только про это не говорят, а человек писавший статью не жил в СССР и не ел тех продуктов, пускай попробует ту докторскую и нынешнюю и поймет разницу.

+27 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Репетитор английского Андрей Александрович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1272
16.08.2021, 13:00
Саратов

А Вы откуда это знаете? Я вот и по деревням ездил, и полно знакомых у меня на мясокомбинатах и молокозаводах советских работали. И я обеими руками за то, что этот автор написал, а Вы для меня - просто невежда.

+3 / -15
Ответить
17.08.2021, 04:35
Южно-Сахалинск

а вы сейчас прокатитесь и сравните

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Здесь ошибка! О заменителях знали! Вопрос в другом, это были натуральные заменители и для правительства было архи важно сохранять здоровье нации! В противном случае на восстановление здоровья государству пришлось бы тратить на много больше чем на безопасное хоть и в некоторых случаях скромное питание! А вот сейчас доступ к "ДЕРЬМОПРОДУКТАМ" широк и стабилен! Что весьма печально!

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE

я прекрасно помню советскую колбасу 60-70-80х годов, то что делают сейчас, даже не смотря на цену и рядом с той не лежало, амама во время войны работала на Энгельском мясокомбинате, так вот она все время говорила, что не смотря на сложное, военное время, в колбасу клали все строго по рецептуре и ни каких добавок вроде соевых наполнителей не было! А сейчас народ за собственные, нехилые деньги травят откровенным говном! Я сейчас колбасу практически не ем совсем, считаю что это не колбаса а пародия!

раскрыть ветку (0)

Они просто теперешнюю не пробовали.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Алексей..вот у меня племянник прожил в деревне ( кстати под Красноярском)3 месяца,бабушка поила молоком...Приехал в Москву..купили ему молока..самого лучшего..он попробовал и говорит: это что? Мама тебя обманули это не молоко!!!!!!!

А ребенку 5 лет! А устами младенца глаголит истина! Так что дерьмом сейчас кормят а не тогда кормили!

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
DELETE

Можно сколько угодно писать, ссылаясь на аргументы, но вкус не обмануть! Сейчас много продуктов просто невкусные или безвкусные, а некоторые продукты СССР до сих пор помнятся своим вкусом, хотя не писали из чего они сделаны.

раскрыть ветку (0)

Лукашенко на прессконференции сказал, что в Беларуси действует до сих пор советский ГОСТ. Если в России ценятся белорусские продукты (а они ценятся) то и советские продукты превосходят российские по качеству.и никакими уговорами нас не переубедить.

+45 / -3
картой
Ответить

Сергей НиколаевичПишет 16.08.2021 в 07:07
в Беларуси действует до сих пор советский ГОСТ. Если в России ценятся белорусские продукты (а они ценятся) то и советс

все... конец этим словам. Сейчас белорусские уже не те.... (сама живу на границе). В масле пальмовое, сметана/молоко тоже ушло в минус. Колбасы качественные только дорогие...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Хорошая, честная и правдивая статья. Автору респект👍

P. S. Совкодрочерам конечно же она не понравтся

+4 / -40
картой
Ответить

Я с Вами частично согласно. Но почему придумываете и используете новые слова, и не уважительно относитесь к оппонентам?

+10 / 0
Ответить

Каким оппонента? Мне в данном случае никто не оппонировал. Ни с кем в полемику я не вступал. Я высказал свою точку зрения. Относиться к ней можно как угодно.

+1 / -1
Ответить

простите, к предполагаемым собеседникам в этой теме

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Благодаря тому, что половину жизни мы прожили в СССР, поэтому мы и доживаем до 70 - 80 лет, а вот российские не дрочеры, с трудом до 60 лет. Вот и вся математика.

+20 / -2
Ответить

Андрей.Пишет 16.08.2021 в 10:01
а вот российские не дрочеры, с трудом до 60 лет.

У Вас плохо с математикой? Те, кому сейчас 60, родились и выросли в СССР

+2 / -5
Ответить
DELETE
Комментарий удалён
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
DELETE

я в этом уверен!

раскрыть ветку (0)
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
DELETE
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)

Если деньги на лечение smsками не перестанут посылать

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)

А у Анфисы, как всегда, проблемы с логикой.... Сходите на кладбище и посмотрите, кто и какого возраста там лежит??? В новых могилах наравне со стариками 20-30 г. рождения, сплошь и рядом - молодёжь и все - до 40-50 лет. То есть кладбище "омолодилось". И так - везде. А наши статисты всё больше и больше продолжают врать в угоду власти, что увеличивается средняя продолжительность жизни. Откуда???

+10 / -1
Ответить

А у Татьяны, как всегда, проблемы с математикой.... Расскажите, где это такое суперкладбище находится, взглянув на которое, можно сразу статистику для всей страны вывести, даже ничего не подсчитывая? В Звенигово?

+2 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

АнфисаПишет 16.08.2021 в 15:14
Расскажите, где это такое суперкладбище находится

Т.е. вы опровергаете факт, что в России демографическая яма и проблемма озвученная президентом по данному поводу надуманная?

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

К сожалению, я за свою долгую жизнь не только на одном кладбище побывала. Везде одно и то же. Никакая математика и никакой ложной статистики здесь не нужно. Стоит только пройтись и увидеть, что творится!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сергей НиколаевичПишет 16.08.2021 в 15:32
Т.е. вы опровергаете факт, что в России демографическая яма

Т.е. Вы не в курсе, что в России, как и везде в мире, демографическая яма из-за низкой рождаемости? А ранняя смертность тут вообще каким боком?

0 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)

ТатьянаПишет 16.08.2021 в 15:40
я за свою долгую жизнь не только на одном кладбище побывала

Хм, то есть Вы всю жизнь видите, что молодых много умирает? Тогда причем тут настоящее время?

0 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)

А чего ж вы не рожаете? Вон как всё здорово?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Объясняю для Анфисы, считающей себя очень образованной - демографическая яма не только от низкой рождаемости, но и от высокой смертности!!!!!!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да везде. Я живу далеко от места, где похоронены мои родители, а потому часто посещать их могилы не удается. Они умерли в глубоко преклонном возрасте. А вот дальше - могилы 40-45-летних покойников. И кладбище растет довольно интенсовно.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)

С математикой у меня все хорошо, а вам надо смотреть не поверхностно. Я отвечал человеку которому нет еще и 45.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
DELETE

дрочер это ты и тебе подобные вы из общества машки кулаковой?

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Проплаченная лживая статья, очерняющая СССР, похоже на заказ власти на переписывание истории. Статья расчитана на обман и формирование мировоззрения тех, кто при Союзе не жил.

+28 / -2
картой
Ответить
16.08.2021, 11:27
Волгоград

Кремль мне платит ежеквартально, к сожалению. Получаю ТЗ по историческому ревизионизму сразу всем скопом: по 30-40 штук. Очернить, переписать, деклассировать. А еще мне, несомненно, очень удобно, что ни в архивах, ни в Интернете нет никакой информации, чтоб опровергнуть мою страшную ложь. Поэтому бедные свидетели СССР вынуждены защищаться только абстрактной памятью да ощущениями

+2 / -5
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Я тоже так думаю.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (129)

Почему доллар стремительно летит вниз? Американская валюта превратится в бумажку?

Доллар США — официальная валюта Соединенных Штатов Америки и одна из ключевых мировых резервных валют. Его символ ($) широко узнаваем, а сам доллар служит мерилом стоимости товаров и услуг по всему миру.

Трамп и его русские друзья: как выходцы из СССР влияют на политику США сегодня

Нынешнее состояние поиска компромиссов и ведение переговоров на разных уровнях большинства стран, заставляют быть особо внимательными, выбирая личности тех людей, кто сидят за овальным столом.

Предъявите билет, что я мог сказать в ответ? Есть кредит на обед , на балет билета нет! Мошенники грабят россиян путём фишинга

В преддверии новогодних праздников, особенно важно знать каждому россиянину о вероятной опасности при посещении незнакомой площадки в интернете. Юрист сообщает об активизации мошенников в вышеуказанной сфере.