Опыт реабилитационных программ воздействия на несовершеннолетних преступников на примере США
Краткое содержание :
Характерным для США является этническое, расовое и культурное разнообразие подростков, пребывающих в учреждениях исполнения наказаний. Почти четверть из них не посещают учебные заведения, а у трети воспитанников диагностируют низкий уровень обучаемости[1, С.24].
Американские модели программ реабилитации юных правонарушителей предусматривают реализацию элементов процесса перевоспитания:
• индивидуализация плана вмешательства (я считаю, что это важный элемент реабилитации, поскольку нет ничего в мире, что помогало каждому в равной мере одинаково, следовательно, необходимо подстраивать программ перевоспитания под особые потребности несовершеннолетних нарушителей. Наравне с этим стоит отметить, что при составлении программы важно определение степени угрозы, которую представляет для общества каждый отдельно взятый несовершеннолетний);
• координация усилий специалистов междисциплинарной команды вмешательства (я считаю, что важность этой меры заключается в том, что несовершеннолетние преступники часто имеют проблемы не только с духовным здоровьем, которым будут заниматься психологи и психотерапевты, но и с физическим здоровьем, поэтому в реабилитации необходимо участие разных конкретных категорий специалистов);
• использование ресурсов общины и социальных групп, которые влияют на формирование личности подростка и их тесное сотрудничество с целью перевоспитания юного правонарушителя;
применение принципа наказания и поощрения[2, C.41].
Американские пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних обеспечивают воспитанникам доступ к академическому образованию и профессионально-техническому обучению. По моему мнению, данная практика положительно влияет на реабилитацию несовершеннолетних преступников, поскольку большинство из них просто не имеют возможности получить образование, иными словами выбиться в люди, вследствие чего остаются заложниками собственного окружения.
Наравне с этим стоит отметить, что осуществляют индивидуальное консультирование воспитанников, а также психологическое сопровождение родителей. Мы не должны забывать, что данные программы направлены на несовершеннолетних преступников, иными словами – детей. Для какого бы то не было ребёнка важным считается процесс участия родителей в жизни и формировании личности ребёнка. Именно поэтому в мировой практике существуют прецедентные случае программ, в которых задействованы не только несовершеннолетние правонарушители, но и их близкие.
Также стоит отметить, что девушкам и юношам, находящимся под стражей, гарантируется медицинское обслуживание и удовлетворение религиозных потребностей. Кроме того, социальная работа с юными правонарушителями предполагает проведение комплекса психологических тренингов, направленных на повышение социально-психологической компетенции юношей и девушек, привитие навыков безопасной и самостоятельной жизнедеятельности.
Я считаю, что подобные мероприятия способствуют преодолению подростками проблем, вызванных разными формами насилия и зависимостями от алкоголя и наркотических веществ. Помимо этого, поощряются участие молодежи в программах восстановительного правосудия и участие в общественных работах. В случае условно-досрочного освобождения молодым людям оказывают помощь в трудоустройстве и содействие в решении бытовых проблем. Предоставление такого исчерпывающего перечня услуг в интересах несовершеннолетних правонарушителей требует и является возможным благодаря тесному сотрудничеству пенитенциарных учреждений с социальными службами, учреждениями образования и здравоохранения, религиозными организациями, членами семьи подростков, находящихся в исправительных учреждениях, и общественности.
Стоит отметить, что характерными для американских реабилитационных программ в интересах осужденных подростков является их непрерывность. Из этого следует, что процесс вмешательства с целью перевоспитания девиантной молодежи начинается с момента приема юных правонарушителей в пенитенциарные учреждения, осуществляется на протяжении всего периода их пребывания в заключении и продолжается после освобождения в виде наставничества и консультаций, предоставляемых социальными службами и офицерами службы пробации и надзора за условно-освобожденными.
Так, гендерно-специфическая программа «Гроус» (рус. – «рост») рассчитана на оказание воздействия на девушек, находящихся в заключении, и на членов их семей. В рамках этой реабилитационной программы для юных правонарушительниц действует направление «Безопасный Старт», рассчитанное на интенсивную работу с несовершеннолетними матерями и их детьми в дневное время без круглосуточного пребывания в исправительном учреждении.
План программы включает общие и индивидуализированные меры перевоспитания. К общим мероприятиям относятся обучение специфическим для женщин навыкам самостоятельной безопасной жизнедеятельности, выполнение общественных работ, получение образования, посещение занятий по функциональной семейной терапии и дальнейшее реабилитационное сопровождение в течение одного года после окончания срока наказания и возвращения в общество. Индивидуализированные мероприятия включают индивидуальную или групповую терапию, участие в группах преодоления психических травм для девушек, которые подвергались сексуальному насилию, а также в группах преодоления зависимостей от психоактивных веществ[3, C.53].
Например, юные матери, которые пребывают в реабилитационноисправительном учреждении для несовершеннолетних в г. Женева (штат Небраска), имеют возможность общаться со своими детьми в течение трех часов три-четыре раза в неделю. Встречи проходят в детской комнате, оборудованной для удовлетворения любых потребностей матери и ребенка: от средств гигиены и развивающих игрушек, до комнаты приготовления и приема пищи и ванной комнаты. Юным матерям также предлагается посещать занятия по уходу за детьми и их воспитанию. Финансовая поддержка проекта осуществляется за счет благотворительных взносов и пожертвований.
Также в качестве примера я хочу привести распространенные в США специальные полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам и тем самым способствуют укреплению отношений в семье.
Школьные программы подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. Таким образом, эти программы помогают избежать изоляции какой-либо группы подростков, позволяя им в то же время посещать в школе занятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних и рассчитанные при этом на всех школьников.
Законы штатов о судах по делам несовершеннолетних относят к категории «статус оффендерс» детей, проступки которых заключаются в прогулах школьных занятий, в бегстве из дома, детей непослушных, трудновоспитуемых. Во многих штатах этот круг ребят определяется как «дети, нуждающиеся в опекунстве».
Заключение
Подводя итог своих рассуждений, я прихожу к выводу, что в Соединенных Штатах Америки социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, пребывающими в заключении, нацелена, прежде всего, на обеспечение ресоциализации и социальной адаптации юношей и девушек. Условием эффективности реабилитационного воздействия на молодежь является взаимодействие между заинтересованными ведомствами, которое дает возможность осуществлять воспитание и перевоспитание постепенно, на каждом этапе контакта подростка с правоохранительными органами, превращая его в нормального члена общества, и системно, имея возможность влиять на все факторы и уровни социального формирования личности Характерной особенностью социальной работы с осужденными подростками в Америке является ее индивидуализация и ориентация на удовлетворение особых потребностей каждого отдельного несовершеннолетнего правонарушителя.
Список используемой литературы
1) Бурдo E. П. Нaкaзaниe пo oбщeму прaву Aнглии, Уэльсa и СШA (срaвнитeльнo-прaвoвoe исслeдoвaниe): Aвтoрeф. дис… кaнд. юрид. Нaук. - Кaзaнь, 2007 г.
2)Садовникова М.Н. Зарубежный опыт ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Криминологический журнал БГУЭП N 4 (10), IV кварт 2009 г. – С. 38 – 43.
3) Ушкварок Елена Владимировна Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарной системы США // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №1. – С. 49 – 56.