РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

51 просмотр
13 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализ основных принципов формирования системы налогообложения в России, делает очевидным факт неравномерного, порой несправедливого распределения налогов в общей структуре фискальной политики нашего государства.

Дело все в том, что львиная доля всех налогов, уплачиваемых субъектами налогообложения, уходят в консолидированный бюджет государства.

Теоретически эти платежи должны возвращаться на места в виде дотаций и субсидий для реализации органами местного самоуправления своих полномочий при решении вопросов местного значения, к которым в основном относится создание благоприятных условий для проживания населения.

Однако, как показывает практика, распределение этих дотаций и субсидий осуществляется далеко не равномерно и не зависит от реальных потребностей того или иного муниципального образования. Развитию и обустройству подлежат лишь те города, в которых присутствует сильная управленческая линия, позволяющая добиваться получения этих денег, путем участия в конкурсах, или путем договоренности в целях реализации общих с регионом планов.

Бюджетное законодательство Российской Федерации ограничило бюджеты городов незначительным количеством местных доходов идущих непосредственно в бюджет муниципального образования, но все же оставило на местах один из самых древних сборов - земельный налог.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

Земельный налог как один из регулярных и стабильных доходов государства, существует с древних времен. Земля, как объект налогообложения, имеющий свои индивидуальные характеристики с учетом специфики месторасположения, площади, доходности, а также целей использования позволяет государству регулировать размер этого платежа путем введения дифференцированного метода.

В России переход от фиксированных платежей за землю к исчислению земельного налога с учетом многофакторного подхода произошел с 1 января 2005 года, когда в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141 ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации была введена глава 31 «Земельный налог».

Вместо использования в качестве налоговой базы площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, и регулирующие коэффициенты налоговая база стала определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется на основе отчета о кадастровой оценке земель с учетом таких факторов, как доходность земельного участка, его отдаленность от объектов коммунальной инфраструктуры и селитебной территории. Определение кадастровой стоимости земли отнесено к функциям субъектов Российской Федерации и должно было стать залогом субъективного определения размера платы за землю.

Кроме того, органам местного самоуправления делегированы полномочия по установлению ставок земельного налога на территории своего муниципального образования.

На основании изложенного и с учетом того, что из-за специфики административного и кадастрового деления земель на территории Российской Федерации в местные бюджеты должны поступать существенные доходы от земельного налога.

Однако, согласно Справке «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в 2019 году», размещенной на сайте Федеральной Налоговой Службы поступления земельного налога в 2019 году составили 184,3 млрд. Рублей (14% всех поступлений имущественных налогов; 4,38 % от суммы всех налогов поступающих в местные бюджеты) .

Возникает вопрос о том, почему самый большой в количественном выражении ресурс нашей страны дает столь маленький доход в местные бюджеты, страдающие от колоссального дефицита. Почему доходы от столь существенного имущественного ресурса несоразмерны. Тем более, что в соответствии с

Государственным (национальным) докладом о состоянии и использовании земель в Российской Федерации площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2019 года составила 1 712 519,1 тыс. га без учета внутренних морских вод и территориального моря.

Анализ правого поля, регламентирующего порядок исчисления и администрирования этого дохода показывает, что реальные возможности органов местного самоуправления в указанном вопросе, несмотря на закреплённые законом широкие полномочия имеют значительные ограничения, установленные тем же законодательством.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлен обширный перечень земель, освобожденных от уплаты земельного налога или не являющихся вообще объектами налогообложения.

Изучение перечня объектов, правообладатели которых освобождены от уплаты земельного налога, позволяет сделать вывод, что большая часть из них находится в управлении федеральных органов власти, а сами земельные участки находятся в Федеральной собственности.

Стоит отметить, что право федеральной собственности по состоянию на 1 января 2019 зарегистрировано на земельные участки площадью 995 293,4 тыс. га, что составляет более 63% от общей площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В частной собственности находится 133082,9 тыс. га земельных участков, что составляет 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, составила 112120,4 тыс. га или 6,6%, в собственности юридических лиц находилось 20962,5 тыс. га или 1,2% земельного фонда России.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство наделившее органы местного самоуправления правом получения земельного налога за земли расположенные в их территориальных границах, сократила реальные источники получения дохода, ограничив их в обороте.

Кроме установленных государством налоговых преференций по земельному налогу в отношении собственных земель, федеральным законодательством установлена возможность пересмотра налоговой базы. При исчислении земельного налога – кадастровая стоимость земельного участка, может быть оспорена заинтересованным лицом и уменьшена. Так собственники земли обращаются к независимым оценщикам, которые определяют стоимость земельных участков в 2-10 раз ниже установленной кадастровой.

В результате стихийного установления кадастровой стоимости земли в размере ее рыночной стоимости происходит снижение поступлений земельного налога в местные бюджеты.

Также с каждым годом все хуже обстоят дела и с администрированием земельного налога. Напомню, что администрирование включает в себя выявление субъекта и объекта налогообложения, начисление налога, доведения информации до плательщика, контроль поступления и осуществление действий по взысканию просроченной задолженности. Также, наряду с перечисленным необходимо проведение камеральных проверок в отношении юридических лиц и контроля за правильностью исчисления земельного налога.

Оптимизация фискальных органов, проводимая в последние годы в нашей стране, фактически отдалила администраторов земельного налога от мест расположения объектов и субъектов налогообложения. Структурные подраздели налоговых органов на местах упразднены, региональные отделения свели работу по начислению земельного налога в ранг электронного взаимодействия с органами государственного кадастрового учета и картографии. Органы местного самоуправления исключены из этой цепочки и получатель земельного налога не имеет установленного законом административного ресурса по контролю и регулированию ситуации. В частности органы местного самоуправления не могут контролировать объем поступающих и выпадающих доходов, поскольку налоговые органы не предоставляют соответствующих сведений в разрезе каждого налогоплательщика. Кроме того, нет возможности произвести мониторинг ситуации и проверить насколько актуальны передаваемые в налоговую инспекцию сведения из Управления Росреестра.

Наличие пробелов и коллизий в обширном Российском законодательстве, не позволяет получателю земельного налога в полной мере реализовать свое право на компенсацию ущерба причиняемого от использования ресурсов, расположенных в границах муниципальных образований и блокирует возможность пополнения местных бюджетов.


Подписаться
Донаты ₽
Юзвак Максим Васильевич
Подписчиков 156
17.07.2023, 10:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.8к
Рассматриваются отдельные вопросы по налоговому правуСодержание1. ПСН и НДФЛ при продаже жилья2.
Подробнее
Неинтересно
-1
3
Буланкина Светлана Николаевна
Подписчиков 50393
10.10.2022, 15:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Уже получили уведомление на уплату налогов - транспортный налог, налог на имущество, земельный налог?
Подробнее
Неинтересно
-1
35
Артемьева Ирина Васильевна
Подписчиков 4724
29.06.2022, 11:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Типичная ситуация в нашей стране, когда встречаются две подруги, семьи у них схожие, но одна ...
Подробнее
Неинтересно
-1
18
Ветеран БД
Подписчиков 3153
26.01.2022, 15:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
Я думал, что это будет скучная статья о неизбежности повышения цен на хлеб. Но в очередной раз поразился тому,...
Подробнее
Неинтересно
-2
1
Евдокименко Юлия Николаевна
Подписчиков 36
29.11.2021, 11:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1691
1 декабря 2021 года - крайний срок уплаты основных налогов физических лиц за 2020 год - на имущество,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Буланкина Светлана Николаевна
Подписчиков 50393
26.11.2021, 12:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Для граждан истекает срок уплаты налогов за 2020 год. Если вовремя не оплатить транспортный налог,...
Подробнее
Неинтересно
-3
18
Подкопаев Михаил Васильевич
Подписчиков 324
16.09.2021, 09:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5139
В ближайшее время в адрес граждан начнется рассылка налоговых уведомлений на оплату ...
Подробнее
Неинтересно
0
0