Гаджимусаева Эльмира Руслановна
Гаджимусаева Э. Р. Подписчиков: 1

О РОЛИ ШАРИАТСКИХ СУДОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

18 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Немаловажным аспектом, способствующим сохранению влияния ислама в Дагестане были шариатские суды, которые наряду с народными судами имели право рассматривать гражданские дела, особенно бракоразводные. Данный аспект заслуживает особого внимания. Во-первых, государство создало правовую базу для их существования, а во-вторых, деятельность этих судов была разрешена в помощь общей системе законодательства, но с учетом национальных традиций регионов, где были сильны позиции шариата, в частности на территории Северного Кавказа.

Законодательные акты, регламентирующие положение мусульманского правосудия, вышли в свет в качестве «Положения о шариатских судах». В содержании ряда других законодательных актов определяющие значимость государственных актов употреблять термины «Советский Декрет о шариатских судах», «Инструкции о роли и правах шариатских судов», Постановление об адатских и шариатских судах». Включение адатских и шариатских судах». Включение адатского и мусульманского права в общероссийское, осуществлялось посредством принятия высшим государственными органами автономных республик и областей Северного Кавказа специальными законодательными актами о шариатских судах.

Специфика законодательство о шариатском правосудии состоит, прежде всего, в том, что оно не опиралось на законы центральной власти. И поэтому возникает вопрос: не противоречит ли это общефедеральному закону и не превышает ли оно свои полномочия?

Первые советские законодательные акты предоставляли суду довольно широкие права, которые рассматривали фактически все категории гражданских и уголовных дел. В Дагестане шариатские суды выносили решения по тяжким преступлениям. Дело доходило до того, что, рассмотрев, например, уголовное деяние, совершенное на почве кровной мести, суд, согласное шариату, выносил решение о выдаче подсудимого родственникам убитого для убиения. В гражданском судопроизводстве рассматривались иски на сумму от 100 до 1000 рублей золотом, а так же наследственные и бракоразводные процессы.

ЦК РКП (б) в письме всем партийным комитетам и политотделам «О работе среди народов Востока» от 21 февраля 1920 рекомендовало: «При работе среди мусульманских народов нужно исходить из двух основных моментов, которые играют в их жизни большую роль: моментов религиозного и национального. Религиозные предрассудки у них сильнее, чем у русских и у других европейских крестьян, так как они находятся еще в той стадии развития, когда гражданско – семейный быт связан с религиозными представлениями. Религия восточных народов занимает в их жизни гораздо больше места, чем у народов экономически более развитых. Это предписывает большую осторожность в борьбе с религиозными предрассудками».

20 сентября 1024 г. ЦИК Дагестана установил, что «бракоразводные дела между мусульманами подсудны, как шариатским, так и народным судами». Причем дела эти рассматривались тем судом, в какой поступило исковое заявление от одного из сторон. Наконец, инструкция Наркомюста Дагестана за № 2099 «О роли и правах шариатских судов», окончательно закрепила этот порядок, но с примечанием о том, что в отдельных случаях, по ходатайству заинтересованной стороны НКЮ «предоставляется право переноса бракоразводных дел, поступивших в шариатский…народный суд».

Для решения важнейших социальных проблем, прежде всего, закон обязывал начать с ликвидации господствовавших на национальных окраинах норм шариатского законодательства, таких как, полигамия, калым, неестественный брачный возраст и др. Нормы Советского семейного права по своему содержанию качественно отличались от предшествовавших норм брачно-семейных отношений. Новые декреты в этой области в советских республиках, где превалировали нормы ислама, нанесли первый весьма значительный и сокрушительный удар по устоям патриархально-феодальных отношений и догмам мусульманской религии. Это были революционные мероприятия. Законы об отмене калыма, многоженства, о повышении брачного возраста, против принудительной отдачи женщин замуж. За нарушение норм советского законодательства строго наказывались блюстители старых, шариатских норм и традиций.

В последнее десятилетие Россия переживает своеобразное «пробуждение» ислама, которое ставит вопрос о перспективах включения отдельных элементов шариата в ее правовую систему. С середины 90-х годов в ряде российских регионов традиционного распространения ислама предпринимаются шаги по возрождению мусульманского судебного права. Внедрение его норм в работу органов юстиции происходит в нескольких формах, имеет неодинаковое отношение к государственной судебной системе и преследует различные цели. Так, создание в 1995 году шариатских судов в Чечне было призвано демонстрировать выход республики из российского правового поля. Однако вынесенные ими решения и применявшиеся процедуры противоречили не только законодательству России, но и ключевым принципам шариатского правосудия. Аналогичной оценки заслуживают шариатские суды, существовавшие до августа 1999 года в Кадарской зоне Дагестана, а также Верховный шариатский суд чеченских сепаратистов.

В Конституции Республики Дагестан закреплен её светский статус. Однако в отличие от других регионов России, в Дагестане религия была поставлена на служение государства. И, наверное, это и определяло стабильность государственной политике в этой республике. Важно осмыслить и оценить значение того факта, что мусульманское право является полноправными участниками двухвекового процесса развития правовой системы России. Адат и шариат - это традиционные естественно-преемственные феномены правовой культуры народов Северного Кавказа, их наследуемость в жизни этнического социума никогда не прерывалась.

У народов Дагестана на современном этапе исторического развития нет альтернативы, кроме как жить с Россией и в составе России. Долг нынешнего поколения дагестанцев - сохранить плоды долгих и трудных усилий предков на общую пользу всех народов Российского государства. Дагестанцы, русские и другие народы России в совместной жизни и борьбе взаимно дополняли друг друга, а многовековые контакты научили их понимать друг друга, сосуществовать друг с другом, оставаясь самим собой, не теряя своей национальной самобытности и богатого духовного и культурного наследия предков.

1 комментарий
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Зачем сохранять, развиваться надо , вверх эволюционировать, а не вниз. Автор, не пишите названия заглавными буквами, иначе статьи ваши вам не оплатят. Это есть в правилах.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

🐍 Прощай, Змея — привет, Лошадка! 🐎 Поздравляю с наступающим 2026-м всех жителей нашего мини-государства 9111!

Здравствуйте, мои дорогие читатели и жители сайта 9111! 🎄🥂 До боя курантов остались считанные дни! Предпраздничная суета уже захватила города России: кто-то бегает за подарками, кто-то составляет меню,...

Сбывается как по нотам

Предсказатели, мистики, даже сценаристы сериалов — все они говорили о событиях, которые казались невероятными. Но годы идут и совпадения множатся. Восемь историй, которые заставляют задаться вопросом:...

М или Ж?

Вот, в принципе,и всё. На одной двери два кружочка, а на другой двери три кружочка. Я даже ...

Мой ребёнок — гений, а учитель — дурачок: размышления в школьном коридоре

Думаю, все (или почти все) признают, что по обстановка на дорогах за последние годы сильно изменилась. Автомобили останавливаются перед «зеброй» пропуская пешеходов, легковушки не паркуются на газонах,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы