Возможна ли дистанционная продажа алкоголя в России?
Краткое содержание :
На сегодняшний день продажа алкогольной продукции дистанционным способом в Российской Федерации запрещена на законодательном уровне.
Буква закона
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не допускаются дистанционным способом.
Однако многие крупные дистрибьюторы нарушают данный запрет: продажа алкоголя через мессенджеры, доставка водителем, либо на такси. Тем самым дистрибьюторы нарушают не только нормы закона о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, но и уклоняются от уплаты налогов.
Дистанционная продажа алкоголя сегодня осуществляется также через сомнительные сайты магазинов, зачастую не имеющие лицензию на продажу алкогольной продукции, что ставит под вопрос и качество данной продукции.
Новое в законе
В августе 2021 года в качестве эксперимента Министерство финансов РФ предложило запустить розничную продажу вина (включая крепленое и игристое) через специальный сайт «Почты России». Важный момент данного эксперимента заключается в том, что вино должно быть полностью произведено из отечественного винограда.
Авторы проекта предполагают, что покупателю будет предложена специальная интернет-площадка, на которой он выберет продукт и внесёт стопроцентную предоплату. Почта России сформирует заказ, который покупатель сможет забрать либо в ближайшем отделении почты, либо оформить курьерскую доставку.
Как будет определяться круг производителей, которые смогут воспользоваться данным предложением? На какие территории распространиться эксперимент? Достаточно ли будет обычной лицензии на продажу алкоголя и какой будет выбран налоговый режим для данной деятельности?
В проекте Минфина указано, что перечень производителей будет определять Правительство, а попадающие под эксперимент территории пока ограничатся столицей, Подмосковьем и Мордовией. На остальные вопросы предстоит ответить по результатам эксперимента.
Мнение автора
Легализацию дистанционной продажи алкогольной продукции, с одной стороны, сложно признать острой необходимостью. Скорее это вынужденные меры, которые позволят убрать с рынка недобросовестных игроков, не имеющих лицензию на продажу алкоголя; развить онлайн-торговлю; повысить средний чек и рентабельность, что важно в период пандемии коронавирусной инфекции; увеличить налогообложение данного вида торговли. Установление законодательного разрешения дистанционной торговли алкоголя также поддержит отечественных производителей вина, тем самым государство показывает заботу о малом и среднем бизнесе.
Безусловно, легализация должна происходить поэтапно, позволяя соблюсти время ограничения торговли и возраст покупателя.