Как наказывали неверных жён, любовников и не донесших на них мужей в Римской империи
В реальность некоторых древних законов очень трудно поверить, особенно если не углубляться в изучение контекста эпохи. В республиканском Риме, например, в течение двадцати лет действовал закон, запрещавший женщинам носить одежду, окрашенные в разные цвета, а также иметь при себе больше половины унции (римская унция приблизительно равна была 27.3 граммам) золота. А в позднеимперское время существовал указ, запрещавший в Риме носить жителям сапоги и штаны.
Мы же сегодня поговорим о законе, существовавшем в ранней Римской империи. Его усиленно продвигал Октавиан Август, несмотря на очевидную непопулярность этого проекта. Почему так? И в чём вообще заключался этот законопроект?
Следует, конечно, отметить, что регламентированием семейно-брачных отношений Октавиан начал заниматься примерно в 18-17 гг. до н.э. При этом, несмотря на его непопулярность, несмотря на то что римляне успешно находили лазейки, а также то, что к предполагаемым результатам оно не привело (не повысило рождаемость, к примеру), Август уточнил и закрепил эти законы новом законом в 9 г. н.э.
По мнению многих историков, с одной стороны, Октавиан этим законодательством пытался продемонстрировать собственную добродетель; с другой, стимулировать демографические процессы, увеличить рождаемость. Кроме того, в Риме того времени широко господствовало убеждение, что причина гражданских войн и всех раздоров в обществе проистекают из упадка нравов, с чем, собственно, и пытался бороться Октавиан.
Один из законов императора был направлен против супружеской неверности. Касался он при этом не только жены и мужа, но и отца, естественно, ответственного в патриархальном обществе за поведение своей дочери. Что нужно было сделать, если кто-то из мужчин обнаружил свою дочь или жену на ложе с посторонним человеком? Сообщить об этом в суд. Больше того, если муж не обращался с делом в суд, привлечь к суду уже могли, соответственно, его – как сводника, и он мог подвергнуться как телесному наказанию и штрафу, так и быть выслан. Избежать наказания муж мог только в том случае, если сумел бы доказать, что искренне простил жену, а не из каких-то корыстных целей (!). Таким образом, говорить о «праве» в отношении этого закона не совсем правильно – это была скорее обязанность, не выполнив которую «пострадавший» человек сам мог поплатиться.
Картина William Anstey Dolland
Отец, заставший свою дочь с другим мужчиной, имел полное право убить и её, и любовника (правда, убить любовника и оставить в живых дочь он не мог). Муж, что интересно, в этом праве был ограничен. Он имел возможность убить любовника без суда лишь в четырёх случаях: если тот был рабом этой семьи, её вольноотпущенником, актёром или гладиатором.
Женщина, заставшая супруга в постели с другой, могла обратиться в суд только в том случае, если любовница не была зарегистрированной проституткой. Во всех остальных случаях к суду муж не мог привлечься.
Какие наказания могли ждать неверную супругу и любовника? Чаще всего речь шла о крупных штрафах. Нередко также их ссылали на какой-то остров. При этом предполагалось, что лица низшего сословия подвергались вечному изгнанию, в то время как лица более высшего звания присуждались к высылке на время. Муж, естественно, имел право развестись с женой (притом по куда более упрощённой процедуре), а получившей развод женщине суд также мог назначить такое наказание: заставить её работать определённое время в борделе.
Наверное, всё же главной целью данного закона было возрождение традиционной римской семьи. Правда, желание Августа таило в себе противоречие: стремясь «возродить» данный тип семьи, он прибегал к помощи законодательства. Предполагалось, что не муж и отец будут наказывать неверную супругу, а суд. Неудивительно, что в источниках сохранилось немало сообщений о том, что сенаторы лично жаловались императору на этот и другие законы из семейно-брачного законодательства. Тем не менее, Октавиан остался непреклонен, а его законы продолжали дорабатываться уже во время правления следующих императоров.