Понятие и виды ненадлежащей рекламы: недобросовестная реклама
Для детального изучения, исследуемой темы курсовой работы, следует раскрыть сущность понятия «недобросовестная реклама», для начала, подробно распишем её характерные особенности:
-унижение чести и достоинства лиц (физических и юридических), не пользующимися товарами, упоминание которых содержится в рекламе;
-недобросовестная конкуренция, проявляющаяся в некорректном сравнении указанного в рекламе товара и товаром (товарами) других лиц (физических и юридических), а также в образах, составляющих рекламу и, тем самым, порочащая достоинство и репутацию конкурентного лица;
-плагиат (заимствование проекта, формулировок, изображений, музыки и звуков у конкурентов), вводимый в заблуждение потребителей;
-злоупотребление доверием потребителей путем отсутствия в рекламе существенной и достоверной информации.
Нарушение рекламораспространителями и рекламопроизводителями специальных правил не редкость. В пример можно привести случай, когда организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Иркутской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Нарушение, по мнению ФАС, выразилось в том, что организация распространяла в кинотеатрах города Иркутска, продукцию в виде рекламных буклетов к фильму «Все и сразу» с использованием оскорбительного и непристойного выражения.
Еще одним примером нарушения требований при производстве и распространении рекламы можно считать следующее дело. ООО «ГАЗ» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления ФАС по Московской области в возбуждении дела о нарушении издательской компанией требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению заявителя, такое нарушение состояло в том, что компания рекламировала свою продукцию — журналы «Автомир», «За рулем» и «Авторевю» с использованием принадлежащего ОАО «ГАЗ» зарегистрированного товарного знака. Издатель публиковал в журналах и на внешних носителях изображения антифризов, производителем которых является сторонняя организация, и автомобили, обозначенные торговым знаком ГАЗ.
В указанных случаях привлечение к административной ответственности является законным.
С учётом изложенных материалов дела, следует признать, что существующая проблематика недобросовестной рекламы имеет колоссальные масштабы и требует изучения для дальнейшего решения. Причиной этого является дилемма, перед которой встают абсолютно все производители товаров и услуг, которая заключается в следующем: производить качественные товары, путём совершенствования производственных характеристик, условий труда, другими словами, «естественный путь производства»; либо же сосредоточить абсолютно все активы производства на продвижении товаров и услуг с использованием уловок, вводящими в заблуждение, что в итоге может привести к подрыву доверия потребителей, ради прибыльности деятельности, назовём этот путь «ускоренный».
Именно второй путь оказывает сильной давление на производителей посредством возможности выделиться среди конкурентов и лучше продать свои товары и услуги, но достигается данный «эффект» путём недобросовестной рекламы, и, следовательно, нарушением закона.
Примером рекламной деятельности, вводящей в заблуждение потребителя является компания Wrigley, выпустившая в 2009 году жевательную резинку Eclipse, с «чудо-ингредиентом», который являлся дубильным экстрактом магнолии. В рекламе значительно преувеличивались достоинства данного продукта, а именно говорилось, что магнолия убивает все вредоносные бактерии полости рта, вызывающие плохой запах. Также в рекламе присутствовало одно из характерных черт недобросовестной конкуренции - сравнение с другими товарами иных производителей «все остальные жвачки только маскируют запах, но не устраняют источник проблемы», что, по мнению независимых научных исследований, является ложью. Исследования не подтвердили бактерицидных свойств рекламируемой жвачки. В связи с данным фактом, компания изменила слоган, используемый на рынке, а также выплатила штраф в размере около семи миллионов долларов фонду, выплачивавшему по десять долларов каждому покупателю жвачки, который обратился в судебную инстанцию.
Одно из последствий недобросовестной рекламы, которое выделяет рекламу от другой информации, является тот факт, что наносимый потребителю ущерб из-за неверной и ложной информации - огромен, т.к. убытки, в общей сложности, могут достигать десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Примером могут послужить дела, рассматриваемые ФАС, связанные с нарушениями правил о рекламе. В метрополитене Москвы на баннере в сети Интернет при подключении в wi-fi, расположилась реклама лекарственного препарата «Терафлекс», на которой служба усмотрела наличие сведений о гарантиях положительного воздействия на организм и эффективность при лечении суставных болей, что, по своей сути, является нарушением требований, предъявляемых к рекламе (пункт 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе). Из всего этого возникает необходимость создания механизма борьбы с недобросовестной рекламой, причиняющей вред потребителям. О пагубном влиянии такой рекламы необходимо информировать в школах, университетах, различных компаниях, информировать население о своевременном обращении в правоохранительные органы при нарушении рекламного законодательства. Указанные тенденции будут способствовать борьбе с недобросовестной рекламой, причиняющей вред, а также, повышению правовой культуры населения.
Любая реклама это навязанная пропаганда. Из-за которой увеличивается цена товара, ибо продавец платит маркетологам за рекламу. А компенсировать вложенные деньги в эту рекламу будет покупатель. Поэтому любая реклама вредна, как психически (она навязывается, раздражает) как юридически (это пропаганда) так и материально (цена товара увеличивается).
Полностью поддерживаю Вашу точку зрения, но реалии таковы, что уже невозможно представить жизнь общества без рекламы. Деньги - вот движущая сила данного "явления".