В Италии открыт национальный автодром Монца
Национальный автодром Монца в Италии, был открыт 28 августа 1936 года в северном пригороде Милана. Являясь одной из старейших гоночных трасс мира, она обладает богатой историей с элементами легендарности. К моменту официального открытия трасса претерпела множество реконструкций и доработок. Трасса наиболее известна проведением Гран-при Италии Формулы-1 и примечательна тем, что пилоты проходят ее на высокой скорости, из-за длинных прямых участков.
Это самая быстрая трасса современной Формулы-1, на ней установлены рекорды максимальной скорости и скорости на круге. Считается, что эта трасса более требовательна к мощности мотора, нежели к аэродинамическим качествам машины и мастерству гонщика.
Длинные прямые Монцы, перемежающиеся несколькими поворотами, требуют от машины в первую очередь низкого аэродинамического сопротивления и высокой мощности двигателя и соответствующей настройки коробки передач для достижения максимальной скорости.
Антикрылья в Монце настраиваются на близкие к минимальным углам атаки. Также важны эффективные торможения и работа подвески при атаке бордюров. В Монце практически отсутствуют перепады высот и кочки, но бордюры, установленные в поворотах, имеют относительно большую высоту.
Италия со времен первых автогонок играла в них заметную роль: итальянские машины время от времени побеждали в международных соревнованиях, а предложенные итальянцами формы проведения автогонок котировались наряду с французским Гран-при и немецким Призом Кайзера.
Впервые гонка в формате Гран-при была проведена в Италии в 1921 году, на дорогах близ Брешии, и в ней французы нанесли итальянцам сокрушительное поражение: ни одна итальянская машина не финишировала, а извечные соперники французы сделали дубль. Этот провал мотивировал итальянские автоклубы на организацию более серьезного соревнования, в котором итальянские команды могли бы взять верх.
За дело взялся Автомобильный клуб Милана, приурочив постройку к своему 25-летию. Его председатель, сенатор Сильвио Креспи, и директор Артуро Мерцанти выбрали для постройки трассы парк в Монце, а проектирование было поручено инженерам Альфредо Росселли и Пьеро Пуричелли. Креспи добился поддержки Бенито Муссолини.
Согласно первоначальному плану, трасса имела длину 14 километров и представляла собой два параллельно расположенных неправильных овала разных размеров с одним наклонным виражом, занимавших большую часть королевского парка.
Лучшие итальянские гонщики того времени, Винченцо Лянча и Феличе Наццаро, 26 февраля 1922 года торжественно вынули лопатами первые куски дерна, и стройка автодрома Монца началась. Но продолжалась она всего два дня: Министерство культуры Италии потребовало прекратить работы по причине «художественной, архитектурной и ландшафтной ценности парка».
В конце концов чиновники согласились на постройку трассы, но потребовали полностью изменить проект, чтобы минимизировать вырубку деревьев и использовать уже существующие дорожки парка. Легенда гласит, что эту нетривиальную задачу Росселли решил, случайно положив рядом чертеж одного из рабочих вариантов и схему Индианаполиса. Стройка вновь началась 15 мая, 3 500 рабочих использовали 30 грузовиков и 200 вагонов, была проложена специальная узкоколейная железная дорога, и стройка была закончена за 110 дней.
Деревья были вырублены только на участке от Серраглио до Аскари, для того чтобы миновать памятник архитектуры - королевский охотничий домик. Ширина стартовой прямой составляла 12 метров, перед ней была построена трибуна на 5 000 зрителей.
Открытие и первая гонка состоялась дождливым днем 3 сентября 1922 года, и ее, как и Гран-при Италии, прошедший спустя неделю, выиграл Пьетро Бордино, к полному удовлетворению зрителей и организаторов. На протяжении 1920-х и 30-х годов Монца оставалась одним из крупнейших автодромов мира и получила широкую известность.
С 1966 года постоянными аттракционами в Монце были как автогонки, так и мотогонки Гран-при, но с ростом скоростей трасса была «замедлена» в 1972 году двумя шиканами. Мотоциклы Гран-при продолжали пользоваться исходной трассой до тех пор, пока две гонки не стали результатом пяти смертей в 1973 году.
Мотогонки не возвращались в Монцу до 1981 года. В 1972 году шиканы были признаны недостаточно эффективными для замедления машин и одна из них была переделана в 1974 году, другая - в 1976 году, а также в том же году была добавлена третья, с расширенной полосой безопасности. Круг гонки Гран-при тогда стал составлять 5,8 километров.
Поскольку развитие технологий позволяло автомобилям развивать все большую скорость, трасса в очередной раз была изменена в 1979 году добавлением бордюров, расширенных полос безопасности и улучшенных барьеров из отработанных покрышек, инфраструктура также была усовершенствована. Эти изменения поощрили возвращение чемпионата мира по мотоспорту в 1981 году, но дальнейшие работы по безопасности продолжались в течение всех 1980-х годов. Также были либо перестроены, либо улучшены подиум, паддок, комплекс боксов и трибуны.
После гибели Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино в 1994 году, в течение 1994-1995 годов три главных поворота были «ужаты» c тем, чтобы разместить широкие гравийные ловушки, что привело к укорачиванию трассы до 5,77 километров. В 1997 году трибуны были перестроены, что позволило им расширить свою вместимость до 51 000 зрителей.
В 2000 году шиканы в конце главной прямой были изменены: вместо двух шикан «поворот влево - поворот вправо» появилась одиночная «поворот вправо - поворот влево» для того, чтобы уменьшить частые происшествия после старта на торможении. Также была модифицирована и вторая шикана. В Гран-при Формулы-1 того же года, в котором впервые использовались эти шиканы, после большого столкновения во второй шикане отлетевшими обломками был убит маршал. Длина трассы в текущей конфигурации составляет 5,793 километров.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты