Западный путь происхождения права

36 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Процесс становления государства и права в Европе шел по иному историческому пути. Здесь основным фактором формирования государства стало расслоение кастового общества за счет освоения земли, скота и частной собственности рабов.

Ф. Энгельс выделял три основные формы возникновения государств «западного» типа: афинскую, римскую и древнегерманскую.

Греко-римский мир развивался не из ничего, не изолированно, не по типу «закрытого общества». Ранние центры цивилизации и первые протогосударства появились в Средиземноморском бассейне III-II вв. н. э., не без заметного влияния восточного мира. Растущие политические отношения греков со странами Востока позволили им использовать и переосмыслить зарубежный, зарубежный общественный и правовой опыт, искать более рациональный подход к законодательству и политике.

Одной из важнейших особенностей формирования государства в Древней Греции было то, что сам процесс был волнообразным и прерывистым из-за постоянной миграции и перемещения племен. Специфическое сочетание внутренних и внешних факторов в процессе генезиса государства в Греции делает распространенный тезис о том, что появление государства в Афинах произошло в «чистом виде», то есть непосредственно в результате разложения языческой системы и формирования класса, недостаточно убедительным. Значительное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, который еще до конца не изучен, также повлияло на формирование римского государства.

Особенности процесса развития государственности в древнем мире во многом определялись природно-географическим фактором. Греция была горной страной с небольшим количеством природных земель, пригодных для производства зерновых, особенно для коллективного орошения. Поэтому здесь не мог сохраниться восточный тип общины, но существовали благоприятные условия для развития ремесел, особенно металлообработки. Торговля и торговые отношения, в частности морская торговля, способствовали быстрому развитию рыночной экономики и росту частной собственности. Возросшая социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, приведшей к переходу от примитивных государств к развитой государственности с более быстрыми и значительными социальными последствиями, чем в других странах древнего мира.

Природные условия также повлияли на организацию государственной власти в Греции и в других отношениях. Горные хребты и заливы по всему побережью, где жила большая часть греков, оказались серьезным препятствием на пути политического объединения страны и сделали централизованное управление еще более невозможным и ненужным. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили появление многих, относительно небольших, полностью изолированных полисов городов-государств. Полисная система была одной из наиболее значительных и почти уникальных особенностей государственности, характерной не только для Греции, но и для всего древнего мира.

С точки зрения своей внутренней организации древний полис был закрытым государством, оставлявшим не только рабов, но и чужаков-иностранцев и даже иммигрантов из других греческих полисов. Для самих горожан полис был своего рода политическим микрокосмосом, со своей собственной политической структурой, традициями, обычаями, законами и т.д. «священными» для города. Полис заменил землю и общинные предметы коллекционирования гражданского и политического сообщества, рухнувшего под влиянием частной собственности древних греков. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии были причиной разнообразия внутренних структур городских государств. Но абсолютное преобладание полисного мира имело различные республиканские формы - аристократию, демократию, олигархию, плутократию и т.п.

Само развитие греческого общества в патриархальных структурах, а также протогосударственное классическое рабство, процветающая древняя демократия выявляют некоторые закономерности, развитие политической жизни, изменение самой формы строительства городов-государств. В конце II тысячелетия в греческом мире наметилась относительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, Верховного главы дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все больше и больше проявлялись деспотические черты древних правителей, особенно восточных правителей. Аналогию можно увидеть несколько столетий спустя в Риме в эпоху царей.

Крах патриархально-общинных отношений, на которых основывалась исключительная власть царя (Басилевса, Рекса), усиление сопротивления аристократических семей, обладающих большим богатством и социальным влиянием, привели к разрушению королевской власти почти во всем древнем мире.

Распад монархии привел к победе республиканского строя и окончательному утверждению полисной организации государства. Но в ранний республиканский период демократический потенциал полисной системы, обеспечивающей элементы прямой демократии, не был полностью развит. Простые люди полиса, которые не имели политического опыта и черпали свои идеи из патриархального и религиозного прошлого, отказались от государственного контроля над древней, жреческой и Новой аристократией почти в каждом древнем Полисе. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в древних городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, которая держала власть в своих руках и пыталась сохранить старый полисный порядок, и народом, который все больше осознавал свое гражданское единство. Результатом этой борьбы стал ряд законодательных реформ, которые подрывают монополию аристократии в государственных органах и создают основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному установлению демократической системы предшествовала узурпация власти одним доминирующим тираном, обычно аристократического происхождения. Он использовал свою власть, чтобы подорвать старые аристократические и патриархальные порядки, чтобы защитить интересы широких слоев населения полиса.

Право, как один из элементов гражданского общества и его культуры, не сразу достигло зрелости и совершенства. На раннем этапе своего развития она была похожа на правовую систему восточных стран с точки зрения уровня правовых технологий и уровня развития основных институтов. В Древней Греции и Риме развитие права осуществлялось в рамках определенной политики. Поэтому уровень развития демократических институтов в каждом городе-государстве отражен в законе.

Утверждение системы полисов привело к активизации законодательной деятельности и ее постепенному освобождению от религиозных и мифологических оболочек. Неписаные обычаи, толкование которых часто осуществляется светской церковной аристократией, были заменены светскими законами, которые, как правило, выражены в письменной форме. Таким образом, закон древнего мира предстает в чистом виде как истинный и обязательный регулятор политической жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы законодательства (Греция), или его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией правовых обычаев, которые развивались в более архаичную эпоху.

Начало новой демократической конституции в Афинах, которая предусматривает продвинутую процедуру принятия законов ассамблеи, было определено реформами Соломона и Клисфена. В Афинах, где была создана демократическая законодательная система, где закон в глазах граждан был связан с разумом и справедливостью, было создано своего рода правовое государство, но благами которого не пользовались рабы и иностранцы. Культ закона и послушания еще больше развился в римском обществе.

Безусловное соблюдение республиканских законов было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ассоциация Римского республиканского государства с его собственными законами и правами в целом была отражена выдающимся римским юристом Цицероном, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов его членов, но и как союз многих людей, который был «связан соглашением по правовым вопросам».

Таким образом, идея верховенства закона исходит из республиканского Рима.

Неслучайно в римском обществе, где законы издавна считались священными, в условиях древнего мира была разработана наиболее совершенная правовая система, которая носит целостный и всеобъемлющий характер. Впервые в истории римское право выступило в качестве систематического, тщательно разработанного, соответствующего юридического образования. Классическое римское право является кульминацией древней истории и истории древнего мира. Одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на будущее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить.

Римское право, со значительными оговорками, может считаться рабским. На первый взгляд может показаться, что это так, поскольку оно развивалось и достигло своего апогея в обществе, основанном на классическом рабстве. Однако ясно, что рабство не определяло основного содержания и юридической техники римского права. Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (прежде всего частное право), является продуктом рыночных отношений и торговых потоков.

На ранних этапах римского государства, когда в обществе сохранились многие элементы патриархальной жизни, а товарные отношения еще не были развиты, римское право отличалось сложными ритуалами, препятствующими распространению традиций, формализма и коммерции. Постепенное превращение Рима из городской республики в гигантскую империю было не только результатом рабства, но и производства товаров и, в конечном счете, результатом самой сложной рыночной экономики в истории древнего мира, которая срочно требовала соответствующего правового регулирования.

Власть частной собственности и основанный на ней оборот вылились в устаревшие правовые формы. На их месте был создан новый, технически совершенный закон, способный регулировать наиболее чувствительные рыночные отношения, удовлетворяя другие потребности развитого гражданского общества. В таком виде римское право стало универсальной правовой системой, которая применяется в разных исторических обстоятельствах, независимо от типа общества, если оно основано только на частной собственности и рыночной экономике. В дополнение к римскому праву в историю цивилизации вошла римская юриспруденция, имеющая большую культурную ценность. Профессия юриста родилась на основе римской юриспруденции.

Падение Западной Римской империи означало окончательный крах древнего политического и правового порядка и гибель цивилизации, высшее достижение в древнем мире. На смену Средневековью пришли времена, когда западноевропейское общество, отброшенное на долгое время назад, было вынуждено образовать новый круг примитивных протогосударств из крупных и конгломератных «варварских» государств и, наконец, централизованных национальных государств. Важным катализатором исторического развития, которое в последующие века определило уникальность западноевропейской цивилизации, стала частная собственность, унаследованная от античности и христианской религии.

Но падение Римской империи лишь указало на то, что в ее недрах зародились новые общественные отношения - феодализм, ставший катализатором распада рабства. Этот процесс был ускорен завоеванием Римской империи «варварами», у которых все еще были племенные отношения. Становление государственности у франков стало классической формой государственного образования.

Развитие классового общества среди франков, которое было намечено до переезда в Галлию, резко ускорилось в процессе завоевания. Каждая новая кампания увеличивала богатство военной и племенной знати франков. Когда военная добыча была распределена, ему дали лучшую землю, значительное количество колоний, скот. Дворянство поднялось над обычными франками, хотя последние оставались свободными лично, поначалу он не испытывал усиления экономического гнета. В своей новой стране они поселились в сельских общинах (марки). Марка являлась владельцем всей земли в общине, на которой находились леса, луга, поля. Последние были разделены на распределения, которые быстро распространились на наследственное использование каждой семьи.

Галло-римляне, которых франки в несколько раз превосходили численностью, оказались в состоянии зависимости. В то же время галло-римская аристократия частично сохранила свое богатство. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению знати Франкской и Римской Галлии, в то время как первая стала доминирующей. Это проявилось в формировании нового правительства, которое должно было сохранить захваченную страну, подчиниться колониям и рабам. У бывшей племенной организации не было для этого необходимых сил и средств. Институты племенной системы начинают размещать новую организацию во главе с военным лидером-королем и лично преданной командой. Действительно, король и его окружение решили важнейшие вопросы жизни страны, хотя народные собрания и другие учреждения прежней системы франков продолжали существовать. Появилась новая государственная власть, которая больше не совпадает напрямую с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, которые не зависели от обычной свободы, но и из принудительных институтов, которые не существовали при племенной системе. Утверждение новой власти привело к введению территориального деления населения. Земли, населенные франками, были разделены на пагиры (районы), которые состояли из более мелких единиц - сотен. Управление населением в пагирах и сотнях было поручено специальному доверенному лицу короля. В южных областях Галлии, где несколько раз царствовало количество галло-римлян, впервые было сохранено римское административно - территориальное деление. Но даже здесь назначение чиновников зависело от воли короля.

Принятие христианства обеспечило благородным франкам поддержку галло-римской знати и католической церкви. Развитие состояния франков происходило относительно быстро-в течение жизни целого поколения. Этому процессу во многом способствовала победа в войнах в результате быстрого раскола общества.

В то же время определяются контуры основных мировых правовых систем (семей законов) - континентальной и англосаксонской.

Первоначальным «строительным материалом» средневекового права были правовые обычаи, которые долгое время оставались важнейшим источником права. Они являются неотъемлемой частью феодальных отношений, объединяя все их основные типы. Прежде всего, обычай (часто индивидуальный договор) регулировал личные и земельные отношения между феодалами-сеньорами и вассалами (Феодальное право). Точно так же правовые обычаи охватывали отношения между феодалами, крестьянами и землевладельцами.

Городское право сыграло особую роль в создании общеевропейской правовой культуры, поскольку это писаное право. Городское право, несмотря на то, что в нем были задействованы некоторые чисто феодальные институты, ожидало фундаментального содержания гражданского права.

Каноническое право сыграло особую роль в создании общеевропейского права, потому что оно было разработано и поддержано Великой Римско-католической Церковью и папством, которое было универсальным и регулировало все основные сферы жизни общества.

Одним из наиболее значительнейших и уникальных явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права 6. Это было основано на возрождении экономической жизни, в частности торговли, и на том факте, что как социальные, так и духовные потребности общества нуждались в правовом порядке и стабильности. Принятие римского права было поддержано церковью, которая видела инструмент, способный поддержать каноническое право и претензии пап на мировое господство.

Таким образом, в различных правовых системах различные правовые формы всегда играли совершенно различную регулирующую роль, поскольку все они имеют свой характер и место в данной правовой системе.

Подписаться
Донаты ₽

Это изменит вашу жизнь: льготы и монстры повседневной жизни. Добрые дела. Лето 2025

Приветствую вас, мои дорогие подписчики и гости. Навеяло мне этим летом сделать что-то очень хорошее. Такое, чтобы я могла гордиться собой, сказав, что не многие это могут. Но как надо начать, мне было неясно.

От кофе до корпораций. Эволюция культуры судебных исков в Америке.

Америка — страна больших возможностей. Тут можно стать миллионером, не открыв стартап, а просто обвариться кипятком в «МакДональдсе». И если у нас человек молча матерится, обжигаясь кипятком из автомата,...

Отзывы Арбитражный суд Ростовской области.

1) Имя на Английском языке юрлица: Commercial Court Rostov region; 2) Имя на Русском языке юрлица: АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ; 3) Имя собственное: Арбитражный суд Ростовской области; 4)

Обзор Avito принадлежит Швеции.?

Получаю доступ 9 дня месяца Декабря 2025 г. на земле через информационно-телекоммуникационную сеть Internet (Интернет) поисковой системы (браузер) и через www. - World Wide Web (Всемирная Компьютерная Сеть)

Текст Устава ООН (полный текст).

Получаю доступ на земле через информационно-телекоммуникационную сеть Internet («Интернет») поисковой системы (браузер) и через www - World Wide Web (Всемирная Компьютерная Сеть) на страницу сайта URL - адрес:...

Зачем Банку России английское имя?

Получаю доступ на земле через информационно-телекоммуникационную сеть Internet («Интернет») поисковой системы (браузер) и через www - World Wide Web (Всемирная Компьютерная Сеть) на страницу сайта URL - адрес:...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы