Основные теории просхождения права

6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

1. Теологическая теория, наряду с другими теориями, широко распространена в Европе и на других континентах, а также во многих исламских государствах (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.

Ярким представителем теологической (божественной) теории происхождения права является последователь Аристотеля, Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225-1274) - известный философ и теолог. Его видении благо отдельного человека, общества и Вселенной определяется божественным планом, а нарушение Божественных Законов человеком определяется действиями для его собственной выгоды.

Государство, его институты, его власть: вечные, неуязвимые и Святые, их происхождение и упразднение не зависят от человека, они являются представителями земной воли Бога.

Теологическая теория основывалась на реальных фактах: первые государства имели религиозные формы, потому что они представляли власть священников, жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность.

Данная теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги.

Вот как об этом, например, говорится в одной из них: «Моисей взошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».

Идеи о священной природе закона также можно найти во многих древних зарубежных источниках, таких как вавилонские законы, еврейские законы, законы Ману и т.д. Так, законы Хаммурапи гласят, что Хаммурапи, царь Вавилона, создал справедливость и правосудие по всей стране, когда бог Мардук призвал его дать людям Земли справедливость и достойное управление. Преимущество этой теории заключается в том, что авторы (А. Августин, Ф. Аквинский, И. Златоуст, митрополит Иларион и др. впервые он заговорил о законе как о высшей ценности, дарованной небом, предотвращающей насилие, революции и гражданские войны, перераспределение власти и богатства. Однако у этой доктрины есть и свои недостатки.

Во-первых, эта теория подразумевают веру в какое-либо божество (Христа, Аллаха, Будду и т.д.). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры (то есть является ненаучной).

Во-вторых, у народов мира не существует единой универсальной концепции Бога. Более того, одни религиозные учения призывают бороться с другими. К примеру, иудаизм, христианство и ислам обязывают своих адептов бороться с язычниками. Например, мусульманин, изменивший религию, в соответствии с Кораном обречен на смерть.

В-третьих, эта теория требует признания посредника (Пророка) между Богом и людьми, которые интерпретируют Священные нормы, что позволяет человеку, который интерпретирует божественные законы, избегать ответственности за законодательство и правоприменение. Однако эта теория оставила большой след в правовом понимании человечества с древних времен.

2. Теория естественного права. Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отвергли идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Считалось, что общество имеет естественное право, данное природой с рождения всем людям. Оно имеет приоритет над позитивным правом (установленным законодательством государства) в отношении справедливости и уважения морали. Если такого соответствия нет, закон государства является неправомерным. В то же время естественным законом считались законы природы, которые делают всех равными, поэтому законы государства должны быть равными для всех людей, независимо от их взглядов, происхождения или религии.

Хотя существует множество взглядов на происхождение естественного права, представители и последователи этой теории считают, что естественный закон не создан людьми, он возник сам по себе. Естественный закон определяет идеал справедливости, к которому следует стремиться. В теории естественного права доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если закон исходит из природы человека, то он существует до тех пор, пока существует человек.

Основные положения теории естественного права закреплены в Декларации независимости США в 1776 г., затем в Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.) и др. Уступив на какое-то время своё место исторической школе права, теория естественного права вошла в 20 век, в период возрождённого естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы, Латинской и Северной Америки.

Таким образом, естественное право представляет собой абстрактный набор принципов-свободы, справедливости, исполнения заключенных договоров, уважения к органам государственной власти, общего блага и т.д. которые определены Божьей волей и воплощены Божьей волей. Например, сторонники теории договорного права считали, что люди изначально находились в естественном состоянии, где все они были равны и свободны, имели активы, находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность.

Одним из недостатков теории является преувеличение роли неписаного закона, который исходит из естественных прав, идей справедливости, представления о которых у людей расходятся, иногда очень сильно. Вот почему трудно распознать естественный закон в истинной истории человечества. Это действует как идеальное право, обусловленное природой человека.

3. Историческая школа права. Эта школа выступает против теории естественного права. Последователи этой теории считали, что невозможно изменить исторически обоснованный закон с помощью законов, созданных утверждением, что они представляют универсальный человеческий разум, т. е. происхождение закона следует искать в истории развития.

Исторически сложившийся и применяемый закон всех наций является результатом опыта прошлых времен, который должен быть признан как ценность сам по себе, независимо от того, является ли это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Историческая школа имеет много преимуществ. Один из правильных выводов состоит в том, что закон-это объективное явление, а не произвольное, субъективное творение кого-то. Было также признано, что закон - это историческое явление и меняется для людей, и он не останется на месте раз и навсегда. Однако у этой теории есть свои недостатки.

Сторонники этой теории, которые считают, что закон исходит из национального духа, ставят под сомнение его неизменность и стабильность. Но даже если они позволят ему трансформироваться, саморазвитие национального духа-это не ряд качественных преобразований, а простое хронологическое развитие в историческом процессе. Я также считаю, что переоценка общественного сознания является существенным недостатком теории. В конце концов, «дух народа», которому уделяется так много внимания в этой концепции, состоит из ряда факторов, таких как экономика, климат, катаклизмы, международное общение, опыт социальной жизни, которые, в свою очередь, недооцениваются. Согласно этой теории, народный дух проявляется в обычаях. Но даже здесь есть много проблем.

Во-первых, не все обычаи справедливы. Например, обычай рабства или войны в международном праве.

Во-вторых, некоторые обычаи подразумевают под собой взаимодействие народов, их проникновение в культуру друг друга, например, торговые обычаи, и как бы выходят за рамки народного (национального) духа.

4. Марксистская (классовая) теория. Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Представители этой теории неразрывно связали возникновение права с образованием государства. Государство - это развитие племенной организации, а закон - результат трансформации обычаев. Поскольку закон и государство возникают одновременно, причины их возникновения схожи, а именно: появление дополнительного продукта, появление частной собственности.

Возможно, сторонники данной теории, основываясь на правильном материалистическом подходе, даже преувеличивают связь права с государством. Таким образом исключается самоценность права как основы регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность людей. Право превращается в «насильственный аппарат», обладающий репрессивными, карательными, принудительными функциями.

При переходе от племенной организации к экономическим отношениям был необходим орган, в полномочия которого входила бы защита интересов одной власти, в отличие от других.

Таким образом, общество, в настоящее время социально неоднородное, создает специальную организацию, которая защищает интересы собственности, в то же время сохраняет беспорядки, недовольство репрессированными классами. Государство стало такой организацией, а закон становится методом управления и угнетения. В дополнение к образованию классов антагонистов, несколько факторов указывали на появление закона.

Этими факторами были: полная концентрация частной собственности, право находиться в одних руках, полное отсутствие других; формирование семейных браков и других правоотношений; обязательное наделение социальными стандартами, которое обеспечивается принуждением формирующихся государственных органов и т.д. Согласно марксистской теории, этот формирующийся социальный регулятор является временным явлением, которое исчезнет с исчезновением классовых различий.

Суть подхода не соответствует проблемам человечества, психическому состоянию человека, культуре, повседневной жизни, возможным социальным реформам, эволюционному развитию и т.д. Это, я думаю, и есть главный недостаток этой концепции.

5. Позитивистская теория. Данная теория имеет несколько разновидностей, направлений. Рассмотрим каждое из них.

Юридический позитивизм. Возникает как направление в первой половине 19 века. Основателем теории является английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей. Правовой позитивизм изучает право на основе чисто юридических критериев, отделяя его от моральных оценок и социально-политических характеристик. Определяется верховенство закона «правилом, созданным разумным существом для контроля над людьми». Воля суверена, подкрепленная соответствующими санкциями, стала нормой позитивного права. Однако источником права является только суверенная власть.

Позитивистский нормативизм. Ярким представителем теории являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.). Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде «лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется». Он считал, что основная цель теории права состоит в том, чтобы обеспечить юриста, в частности судью, законодателя и преподавателя, пониманием и описанием позитивного права страны. В то же время наука должна объективно описать предмет исследования (как он есть), чтобы понять реальность. Пласт концепции – бесспорная правота законодателя, а поправки иными лицами если и допустимы, то только в рамках толкования юридических норм.

Прагматический позитивизм. Рассматривается как своего рода современный юридический позитивизм в праве (американская и скандинавская школы – «реального права»). Вопреки предыдущим «концепциям юриспруденции», получившим это название, присущи формализм и догматизм (П. Иеринг), современная школа реального права называется «юриспруденция в принятии решений». Его представители призывают к радикальному пересмотру существующих представлений о законе, поскольку эᴛᴏ относится к традиционным суждениям (юридическая фикция).

Подписаться
Донаты ₽

В Казани скончалась 9-летняя девочка, на которую по дороге из школы напала стая бездомных собак

Сегодня из Казани пришла печальная новость. Школьница, на которую напала стая бездомных собак, скончалась. За жизнь 9-летней девочки врачи боролись 20 дней, но травмы оказались слишком серьёзные,...

Чиновники из Красноярска обманули коммерсантов по схеме почти "как у Долиной", сначала продали имущество, а потом передумали

Чиновники из Красноярска решили провернуть схему почти "как у Долиной", продав сначала коммерсантам городское имущество, а потом передумали. Всё началось с обычного аукциона, который и состоялся.

Четыре пули прямо в голову. Палача Дома профсоюзов Требенко ликвидировали в Одессе

Стало известно, что в Одессе застрелили известного на всю Украину нациста Дениса Требенко. Этот "человек" - один из организаторов сожжения людей в Доме Профсоюзов, получил четыре пули в голову.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы