Право на достоверную экологическую информацию: сущность и проблемы реализации
С развитием промышленного производства в крупных городах здоровье людей все больше подвергается самым разным рискам. Ухудшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и снижение плодородия почвы в целом приводят к нарушению целостности экосистемы и снижению продолжительности жизни населения. Осведомленность граждан о состоянии окружающей среды является одним из основных факторов, которые следует учитывать при разработке государственной политики в области охраны окружающей среды.
Конституция РФ в ст. 42 предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ возлагает обязанность на органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в том числе это касается осведомленности о состоянии окружающей среды.
Сущность экологической информации определена законодателем не полностью.
Как отмечает С. А. Боголюбов, «информационные права граждан связаны с экологическими и имеют определенное влияние на их реализацию».
М.М. Бринчук подчеркивает, что «роль права граждан на экологическую информацию состоит в том, что с помощью него достигается: обеспечения права на благоприятную окружающую среду, участие в процедурах подготовки и принятия экологически значимых решений, защиты экологических прав и другое».
О.С. Карху считает, что экологическую информацию необходимо рассматривать как объединение экологических интересов в обществе, для способствования принятия экологически значимых решений.
Под экологической информацией следует понимать информацию, доступ к которой не ограничен в соответствии с законом, о состоянии окружающей среды, а также о мерах, направленных на охрану окружающей среды, о возможном негативном воздействии хозяйственной и иной деятельности, природных и техногенных ситуациях и их последствиях.
В любых случаях к экологической информации относят сведения о состоянии окружающей среды. Данная категория сведений составляет объект конституционного права граждан, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ. Доступ к данной информации способствует оценке окружающей среды через призму благоприятности.
Однако в целях обеспечения достоверности информации и гарантированного доступа к информации в законодательстве следует исчерпывающим образом установить перечень официальных источников информации о состоянии окружающей среды. Существование единого определения недостаточно для раскрытия всей сущности данного правового института. Отсутствие нормативно установленного перечня официальных носителей экологически значимой информации приводит к правовым коллизиям.
В настоящее время в законодательном регулировании нет определённых критериев определения благоприятной окружающей среды, отсутствует понятийный аппарат, нет единого органа, осуществляющего защиту экологии. Значение права на благоприятную окружающую среду, как фундаментального права, выражается в его обеспечительной форме основ жизнедеятельности человека, что связано с нормальными условиями жизни и существования человека. Важным является и право на достоверную экологическую информацию, однако используемая терминология вызывает ряд вопросов и носит неопределенный характер.
Судебный и другие механизмы по защите прав человека на благоприятную окружающую среду в РФ не реализует всего потенциала в связи с проблемами, обусловленными спецификой защиты права на благоприятную окружающую среду: неразработанность законодательной базы, которая составляет основу деятельности судебных органов, недостаточной специализацией судей на данной категории дел, неукрепленностью взаимодействия судов с общественными организациями, недостаточным привлечением внимания общественности, сложной системой доказательств, в частности отсутствием адекватного механизма доказывания размера ущерба и вины причинителя вреда, отсутствием эффективной экспертизы и т.д.
В отношении экологической информации самым проблематичным моментом видится ограничение информационных прав для целей обеспечения интересов безопасности страны, так как в Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф 3 выделяется помимо государственной еще и экологическая и другие разновидности безопасности. В числе основных объектов безопасности названным Законом именуется личность, а также права, свободы таковой. Следовательно, государство должно обеспечить возможности реализации гражданами своего права на достоверную экологическую информацию, но при этом обязано соблюсти также и интересы безопасности нашей страны.
Нельзя не отметить, что отсутствует процедура сотрудничества между общественностью и государственными структурами, обладающими экологической информацией и принимающими решения, значимые для окружающей среды. Хотя граждане России имеют право подавать свои комментарии к законопроектам в государственные органы, должностные лица не обязаны их учитывать и обосновывать свой отказ. Также актуально предусмотреть особый порядок защиты лиц, располагающих данными об экологических нарушениях и стремящихся решить любые экологические проблемы.
Нет также чёткого и подробного механизма работы системы публичных органов, имеющих в своем распоряжении экологическую информацию.
В целом по итогам анализа существующего законодательства по теме исследования необходимо выразить мнение о том, что для целей реализации конституционного права россиян на достоверную экологическую информацию возможно вновь поднять в научном сообществе вопрос о принятии Экологического кодекса РФ, проект которого неоднократно предпринимали попытки разработать специалисты-экологи и правоведы, либо решить перечневые и процедурные вопросы в рассматриваемой сфере посредством принятия специального федерального закона об экологической информации.
Для решения существующих проблем, касающихся прав на достоверную экологическую информацию, предлагаются следующие пути:
а) закрепить в законодательстве понятие экологической информации;
б) определить виды экологической информации;
в) предусмотреть формы, в которых может быть предоставлена экологическая информация;
г) закрепить систему, порядок доступа и ограничения допуска к экологической информации.
Реализация права граждан на достоверную экологическую информацию предполагает наличие гарантий. К примеру, можно выделить некоторые юридические средства, с помощью которых граждане могут реализовать свое право на достоверную экологическую информацию: обжалование в суд или вышестоящий орган решений, действий (бездействий) органов государственной власти РФ, местного самоуправления, должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления или субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность; ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Таким образом, необходимость принятия в России законодательного акта об экологической информации, очевидна. Закон должен закрепить не только четкое определение экологической информации, порядок ее предоставления, но и предусмотреть ряд исключений и ограничений права граждан на подобную информацию, вызванных необходимостью защитить интересы национальной безопасности, обороны, международной политики, конфиденциальность личных данных и иных установленных законом отношений. Представляется, что перечень ограничительных оснований должен быть исчерпывающим.
Благодарю за информацию