Право на достоверную экологическую информацию: сущность и проблемы реализации

36 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

С развитием промышленного производства в крупных городах здоровье людей все больше подвергается самым разным рискам. Ухудшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и снижение плодородия почвы в целом приводят к нарушению целостности экосистемы и снижению продолжительности жизни населения. Осведомленность граждан о состоянии окружающей среды является одним из основных факторов, которые следует учитывать при разработке государственной политики в области охраны окружающей среды.

Конституция РФ в ст. 42 предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ возлагает обязанность на органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в том числе это касается осведомленности о состоянии окружающей среды.

Сущность экологической информации определена законодателем не полностью.

Как отмечает С. А. Боголюбов, «информационные права граждан связаны с экологическими и имеют определенное влияние на их реализацию».

М.М. Бринчук подчеркивает, что «роль права граждан на экологическую информацию состоит в том, что с помощью него достигается: обеспечения права на благоприятную окружающую среду, участие в процедурах подготовки и принятия экологически значимых решений, защиты экологических прав и другое».

О.С. Карху считает, что экологическую информацию необходимо рассматривать как объединение экологических интересов в обществе, для способствования принятия экологически значимых решений.

Под экологической информацией следует понимать информацию, доступ к которой не ограничен в соответствии с законом, о состоянии окружающей среды, а также о мерах, направленных на охрану окружающей среды, о возможном негативном воздействии хозяйственной и иной деятельности, природных и техногенных ситуациях и их последствиях.

В любых случаях к экологической информации относят сведения о состоянии окружающей среды. Данная категория сведений составляет объект конституционного права граждан, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ. Доступ к данной информации способствует оценке окружающей среды через призму благоприятности.

Однако в целях обеспечения достоверности информации и гарантированного доступа к информации в законодательстве следует исчерпывающим образом установить перечень официальных источников информации о состоянии окружающей среды. Существование единого определения недостаточно для раскрытия всей сущности данного правового института. Отсутствие нормативно установленного перечня официальных носителей экологически значимой информации приводит к правовым коллизиям.

В настоящее время в законодательном регулировании нет определённых критериев определения благоприятной окружающей среды, отсутствует понятийный аппарат, нет единого органа, осуществляющего защиту экологии. Значение права на благоприятную окружающую среду, как фундаментального права, выражается в его обеспечительной форме основ жизнедеятельности человека, что связано с нормальными условиями жизни и существования человека. Важным является и право на достоверную экологическую информацию, однако используемая терминология вызывает ряд вопросов и носит неопределенный характер.

Судебный и другие механизмы по защите прав человека на благоприятную окружающую среду в РФ не реализует всего потенциала в связи с проблемами, обусловленными спецификой защиты права на благоприятную окружающую среду: неразработанность законодательной базы, которая составляет основу деятельности судебных органов, недостаточной специализацией судей на данной категории дел, неукрепленностью взаимодействия судов с общественными организациями, недостаточным привлечением внимания общественности, сложной системой доказательств, в частности отсутствием адекватного механизма доказывания размера ущерба и вины причинителя вреда, отсутствием эффективной экспертизы и т.д.

В отношении экологической информации самым проблематичным моментом видится ограничение информационных прав для целей обеспечения интересов безопасности страны, так как в Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф 3 выделяется помимо государственной еще и экологическая и другие разновидности безопасности. В числе основных объектов безопасности названным Законом именуется личность, а также права, свободы таковой. Следовательно, государство должно обеспечить возможности реализации гражданами своего права на достоверную экологическую информацию, но при этом обязано соблюсти также и интересы безопасности нашей страны.

Нельзя не отметить, что отсутствует процедура сотрудничества между общественностью и государственными структурами, обладающими экологической информацией и принимающими решения, значимые для окружающей среды. Хотя граждане России имеют право подавать свои комментарии к законопроектам в государственные органы, должностные лица не обязаны их учитывать и обосновывать свой отказ. Также актуально предусмотреть особый порядок защиты лиц, располагающих данными об экологических нарушениях и стремящихся решить любые экологические проблемы.

Нет также чёткого и подробного механизма работы системы публичных органов, имеющих в своем распоряжении экологическую информацию.

В целом по итогам анализа существующего законодательства по теме исследования необходимо выразить мнение о том, что для целей реализации конституционного права россиян на достоверную экологическую информацию возможно вновь поднять в научном сообществе вопрос о принятии Экологического кодекса РФ, проект которого неоднократно предпринимали попытки разработать специалисты-экологи и правоведы, либо решить перечневые и процедурные вопросы в рассматриваемой сфере посредством принятия специального федерального закона об экологической информации.

Для решения существующих проблем, касающихся прав на достоверную экологическую информацию, предлагаются следующие пути:

а) закрепить в законодательстве понятие экологической информации;

б) определить виды экологической информации;

в) предусмотреть формы, в которых может быть предоставлена экологическая информация;

г) закрепить систему, порядок доступа и ограничения допуска к экологической информации.

Реализация права граждан на достоверную экологическую информацию предполагает наличие гарантий. К примеру, можно выделить некоторые юридические средства, с помощью которых граждане могут реализовать свое право на достоверную экологическую информацию: обжалование в суд или вышестоящий орган решений, действий (бездействий) органов государственной власти РФ, местного самоуправления, должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления или субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность; ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Таким образом, необходимость принятия в России законодательного акта об экологической информации, очевидна. Закон должен закрепить не только четкое определение экологической информации, порядок ее предоставления, но и предусмотреть ряд исключений и ограничений права граждан на подобную информацию, вызванных необходимостью защитить интересы национальной безопасности, обороны, международной политики, конфиденциальность личных данных и иных установленных законом отношений. Представляется, что перечень ограничительных оснований должен быть исчерпывающим.

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю за информацию

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это изменит вашу жизнь: льготы и монстры повседневной жизни. Добрые дела. Лето 2025

Приветствую вас, мои дорогие подписчики и гости. Навеяло мне этим летом сделать что-то очень хорошее. Такое, чтобы я могла гордиться собой, сказав, что не многие это могут. Но как надо начать, мне было неясно.

Как не провалить сделку из-за «бумажки»: Полное руководство по форме договора по статье 434 ГК РФ

Статья 434 ГК РФ устанавливает, что договор может быть заключен в любой из трех форм, если законом для данного вида не предусмотрена обязательная конкретная форма: 1. Письменная (классическая)

Уголовное право, допрос свидетеля, очная ставка, повторный допрос, ходатайство, оглашение показаний свидетеля, досудебное производство,...

Уголовное право, допрос свидетеля, очная ставка, повторный допрос, ходатайство, оглашение показаний свидетеля, досудебное производство, ст УК РФ, нарушение права на защиту. Уголовное право, допрос свидетеля,

Пять самых нелепых законов мира: когда законотворцы явно переборщили

Законы призваны защищать порядок, но иногда они напоминают сценарии для комедий. Давайте посмотрим на мировые «шедевры» правового абсурда — с улыбкой, но с чётким пониманием: такие нормы скорее вредят,...