Понятие государства.
В юридической науке существует два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый
С точки зрения классового подхода сущность государства состоит в том, собственно что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Эти и похожие положения, которые выражают сущность марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами, начиная с конца 40-х годов XIX в., тем более впоследствии Парижской Коммуны 1871 г., и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала постройки социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении появления, развития и становления государства. Однако в процессе происходящих в мире массовых изменений марксистская доктрина классовой борьбы и государства превратилась при поддержке советского обществоведения, в том числе и юриспруденции, в догму. В частности, буржуазное государство раз и навсегда характеризовалось в соответствии с этими оценками Маркса и Энгельса, данным государству промышленного капитализма, и тезисам Ленина об империалистическом государстве, сформулированным в основном в первые два десятилетия XX в. Между тем вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма капиталистический строй не только перенес политический удар, нанесенный Октябрьской революцией, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов. Благодаря вмешательству страны в экономику, начало которому положили доктрина Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в относительно короткий срок на претворение в жизнь научно-технической революции, применяя в практике ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства было проведено перераспределение прибыли, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.
Абсолютно очевидно, что происшедшие изменения заметно сказались и на государстве. Об этом говорит опыт США, Великобритании, Италии, Франции, ФРГ, Швеции ииных государств, в развитых западных демократиях при объективном, беспристрастном отношении государство не может уже определяться как «ночной сторож буржуазии», ее орудие («машина») для «подавления и эксплуатации» рабочего класса и других угнетенных масс. В послевоенные годы оно все более становилось инструментом преодоления общественных противоречий не путем насилия, а посредством достижения социального компромисса, повышения роли права. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюрализм, разделение властей, защита прав человека и т. д. Все эти изменения позволяют рассматривать современные наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве правовых.
Таким образом, сам процесс развития буржуазного государства внес существенные коррективы в созданную марксизмом модель понятия и сущности данного государства, обнаружил несостоятельность сложившихся представлений о ее незыблемости.
Проанализируем теперь общесоциальный подход. В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, этот тезис, затронутый Марксом лишь частично при рассмотрении иного вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил последующей особой разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не коим образом не воздействовал на сущность понимания государства его последователями. Между тем именно в приведенном суждении, на взгляд М.И. Байтина, получает краткое синтезированное выражение наиболее значительное и важное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в объяснении сущности государства, понимания его как целостности двух его тесно взаимосвязанных сторон - общечеловеческой и классовой. И действительно, любое другое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческуюцель, без которой не имеет смысла существование ни одного общества.
К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление таких примитивных всевозможных коллективных потребностей общества, как организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с преступностью, с эпидемиями, охрана природных ресурсов, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком значении выражается в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества всевозможно разных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает в одно и то же время как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Его социальное назначение одновременно охватывает выполнение и общих дел, которые вытекают из сущности всякого общества, и особенных классовых задач. На основе того, что учитывается общечеловеческое и классовое в государстве, можно сделать вывод о том, что существует реальная возможность для достижения научной объективности в его изучении, рассмотрении его таким, каково оно есть в действительности.
На основе этого следуетучесть то, что соотношение общечеловеческого и классового в государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократизма.
Государство, представляющее собой большей частью орудие общественного компромисса, соответствует уровню развития демократии, который характеризуется идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, их легитимностью, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д.
Демократическая, цивилизованнаястрана, пределы власти которой, формирование, полномочия, функционирование её органов строго основываются на праве и высшее назначение которой состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, является правовой. На сегодняшний день это является наиболее высокой ступенью во всей многовековой истории развития государства.
Если обобщить всерассотренные аспекты, которые выделяются в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», не означает, что правовое государство уже создано, что ныне существующее государство стало вследствие этого правовым.
В реальности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство принято рассматривать как цель, к которой мы стремимся, достижение которой связывает нынешнее и последующее развитие РФ. Этот сложный процесс должен быть органически пережит обществом, которому необходимо созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически. Необходимо взять во внимание и то, что процесс «строительства» и фактического утверждения правового государства находится в нашей стране все еще в начальной стадии, осуществляется не вполне иерархично и недостаточно интенсивно.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о двуединой общесоциальной и классовой природе сущности и социального назначения государства, нельзя оставить без снимания один из возможных «рабочих» вариантов его краткого общего определения, предлагаемого М.И. Байтиным. Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых, задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Сделав основу на то, что государство - весьма сложное явление в ряду факторов (начал), которые оказывают непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретный исторический период развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор и некоторые другие. Однако это не означает, что все эти факторы должны найти отражение в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал - общесоциального и классового.
Предложенное М.И. Байтиным общее определение государства получило признание в литературе. В частности, Т.Н. Радько считает его «наиболее приемлемым современным определением государства, по сравнению с ранее предложенными» По его мнению, «данное определение точнее других характеризует не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества».
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю, Арсений Игоревич!
Скоро впору будет радоваться появлению на сайте солидной вдумчивой статьи как глотку свежего воздуха...
Разве определение, что такое государство, стоило траты времени.....
Государство - аппарат управления обществом через исключительное право на принуждение......То есть, пока существует государственность будут и рабы.....
Всё остальное демагогия....
В основе всякого права лежит сила.
Вы серьёзно?.....Тогда понятно, почему мы так живём.....
Вы в семье тоже практикуете силу?
Естественно.
У меня почему-то без применения силы обходится, что в семье, что на работе...
Всегда говорю: Ребята, если не вы...то кто. Вы же самые сильные, самые умные....и Островского цитирую.... 
Ну не совсем согласен, в основе всякого права лежат интересы кого либа
Демогогия это ведь рассуждение, своего рода спор, а в споре рождается истина, данная статья написана с целью подачи пищи для размышления, сравнения как должно быть, как есть и для прогноза как может быть
Вы не правы. Демагогия (др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») — это набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону, с помощью ложных теоретических рассуждений, основанных на логических ошибках (софизмах). Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде.
Источник: Википедия
Спасибо большое за уточнение, но все ровно не соглашусь с Вашим мнением. Вы очень интересный собеседник и мне очень приятно, что вы обращаете внимание на мои статьи, спасибо большое
Будучи демократическим учреждением, Российская Федерация, казалось бы, должна служить своему народу. Неужели классики заблуждались, утверждая, что государство служит господствующему политическому классу? В современной России он представляет сплав олигархов, легированный корыстолюбивым чиновничеством. Этому сплаву и служит государство российское.