Понятие государства.
Краткое содержание :
В юридической науке существует два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый
С точки зрения классового подхода сущность государства состоит в том, собственно что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Эти и похожие положения, которые выражают сущность марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами, начиная с конца 40-х годов XIX в., тем более впоследствии Парижской Коммуны 1871 г., и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала постройки социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении появления, развития и становления государства. Однако в процессе происходящих в мире массовых изменений марксистская доктрина классовой борьбы и государства превратилась при поддержке советского обществоведения, в том числе и юриспруденции, в догму. В частности, буржуазное государство раз и навсегда характеризовалось в соответствии с этими оценками Маркса и Энгельса, данным государству промышленного капитализма, и тезисам Ленина об империалистическом государстве, сформулированным в основном в первые два десятилетия XX в. Между тем вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма капиталистический строй не только перенес политический удар, нанесенный Октябрьской революцией, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов. Благодаря вмешательству страны в экономику, начало которому положили доктрина Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в относительно короткий срок на претворение в жизнь научно-технической революции, применяя в практике ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства было проведено перераспределение прибыли, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.
Абсолютно очевидно, что происшедшие изменения заметно сказались и на государстве. Об этом говорит опыт США, Великобритании, Италии, Франции, ФРГ, Швеции ииных государств, в развитых западных демократиях при объективном, беспристрастном отношении государство не может уже определяться как «ночной сторож буржуазии», ее орудие («машина») для «подавления и эксплуатации» рабочего класса и других угнетенных масс. В послевоенные годы оно все более становилось инструментом преодоления общественных противоречий не путем насилия, а посредством достижения социального компромисса, повышения роли права. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюрализм, разделение властей, защита прав человека и т. д. Все эти изменения позволяют рассматривать современные наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве правовых.
Таким образом, сам процесс развития буржуазного государства внес существенные коррективы в созданную марксизмом модель понятия и сущности данного государства, обнаружил несостоятельность сложившихся представлений о ее незыблемости.
Проанализируем теперь общесоциальный подход. В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, этот тезис, затронутый Марксом лишь частично при рассмотрении иного вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил последующей особой разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не коим образом не воздействовал на сущность понимания государства его последователями. Между тем именно в приведенном суждении, на взгляд М.И. Байтина, получает краткое синтезированное выражение наиболее значительное и важное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в объяснении сущности государства, понимания его как целостности двух его тесно взаимосвязанных сторон - общечеловеческой и классовой. И действительно, любое другое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческуюцель, без которой не имеет смысла существование ни одного общества.
К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление таких примитивных всевозможных коллективных потребностей общества, как организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с преступностью, с эпидемиями, охрана природных ресурсов, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком значении выражается в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества всевозможно разных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает в одно и то же время как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Его социальное назначение одновременно охватывает выполнение и общих дел, которые вытекают из сущности всякого общества, и особенных классовых задач. На основе того, что учитывается общечеловеческое и классовое в государстве, можно сделать вывод о том, что существует реальная возможность для достижения научной объективности в его изучении, рассмотрении его таким, каково оно есть в действительности.
На основе этого следуетучесть то, что соотношение общечеловеческого и классового в государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократизма.
Государство, представляющее собой большей частью орудие общественного компромисса, соответствует уровню развития демократии, который характеризуется идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, их легитимностью, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д.
Демократическая, цивилизованнаястрана, пределы власти которой, формирование, полномочия, функционирование её органов строго основываются на праве и высшее назначение которой состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, является правовой. На сегодняшний день это является наиболее высокой ступенью во всей многовековой истории развития государства.
Если обобщить всерассотренные аспекты, которые выделяются в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», не означает, что правовое государство уже создано, что ныне существующее государство стало вследствие этого правовым.
В реальности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство принято рассматривать как цель, к которой мы стремимся, достижение которой связывает нынешнее и последующее развитие РФ. Этот сложный процесс должен быть органически пережит обществом, которому необходимо созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически. Необходимо взять во внимание и то, что процесс «строительства» и фактического утверждения правового государства находится в нашей стране все еще в начальной стадии, осуществляется не вполне иерархично и недостаточно интенсивно.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о двуединой общесоциальной и классовой природе сущности и социального назначения государства, нельзя оставить без снимания один из возможных «рабочих» вариантов его краткого общего определения, предлагаемого М.И. Байтиным. Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых, задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Сделав основу на то, что государство - весьма сложное явление в ряду факторов (начал), которые оказывают непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретный исторический период развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор и некоторые другие. Однако это не означает, что все эти факторы должны найти отражение в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал - общесоциального и классового.
Предложенное М.И. Байтиным общее определение государства получило признание в литературе. В частности, Т.Н. Радько считает его «наиболее приемлемым современным определением государства, по сравнению с ранее предложенными» По его мнению, «данное определение точнее других характеризует не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества».
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: