Состоялась коронация императора Николая I
В 1819 году император Александр I сообщил брату и его жене, что наследник престола великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату.

(16) 28 августа 1823 года Александр I подписал манифест о назначении наследником престола Николая Павловича. Однако после неожиданной смерти (19 ноября) 1 декабря 1825 года Александра I в Таганроге Николай отказался признать завещание покойного императора.
(27 ноября) 9 декабря население было приведено к присяге Константину, и сам Николай присягнул Константину I как императору. Однако Константин престола не принимал, требовал соблюдения манифеста и еще дважды подтвердил свое отречение. Но формально он стал императором, ведь ему уже была принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия, которое продолжалось до (13) 25 декабря 1825 года, когда российским императором был провозглашен Николай I.
Переприсяга новому царю была назначена в Петербурге на (14) 26 декабря. Чтобы помешать новому царю вступить на престол, группа революционно настроенных дворян во главе с поэтом Рылеевым, князьями Трубецким и Оболенским, рядом гвардейских и армейских офицеров подняла восстание, которое к вечеру было подавлено.
(22 августа) 3 сентября 1826 года Николай I был венчан на царство. По словам Александра Герцена, правление Николая «торжественно открылось виселицами». Восстание декабристов настолько потрясло и испугало императора, что он стал считать враждебными любые проявления свободомыслия.
«Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в неё пока во мне остаётся дыхание жизни…».
Эти слова вместили в себя всю программу его царствования.
интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
В начале 1830-х годов, глядя на революции во Франции, Бельгии и восстание в Польше, министр народного просвещения Уваров решил, что если Россия будет следовать по европейскому пути, то ей неминуемо придется столкнуться и с европейскими проблемами.
В 1832–1834 годах Уваров сформулировал так называемую теорию официальной народности. В основе теории лежала триада «Православие, самодержавие, народность» (парафраз оформившегося в начале XIX века военного лозунга «За веру, Царя и Отечество»).
По мнению Уварова, болезни западного общества произошли оттого, что европейское христианство раскололось на католичество и протестантизм. Единственная традиция, которой удалось сохранить верность настоящему христианству и обеспечить единство народа, — это русское православие. Самодержавие находится в центре формулы: оно с одной стороны поддерживается авторитетом православной церкви, а с другой — традициями народа.
Что такое народность, Уваров не объяснял. Сам он считал, что, если оставить это понятие многозначным, на его основе смогут объединиться самые разные общественные силы.
Если сам Уваров считал эту триаду временной, то Николай I воспринял ее как универсальную, поскольку она соответствовала его представлениям о том, каким образом должна развиваться оказавшаяся в его руках империя.
Pro fide, Tsar et Patria
После кровавого восшествия на престол императору нужен был инструмент, который позволил бы ему контролировать все происходящее в государстве. Таким инструментом стала Собственная Его Императорского Величества канцелярия — и в первую очередь ее Третье отделение, которое возглавил генерал от кавалерии, участник войны 1812 года Александр Бенкендорф.