О том, почему государство может оплачивать труд домохозяек, по каким основаниям и по какому принципу
Продолжаю развивать и исследовать тематику о защите прав домохозяек в области трудоустройства и оплаты труда. В комментариях очень грамотно заметили: кто будет оплачивать труд домохозяек? Как защищать тех, кто при этом и работает и также воспитывает детей (отдельная тема для обсуждений)? Как оценивать в принципе такой труд? В этой статье пойдёт речь о том, кто мог бы оплачивать такой труд. Каждая новая статья будет посвящена отдельному разделу из заданных вопросов (и каждому возможному варианту развития событий). Вы можете как соглашаться с этим мнением, так и не соглашаться - это выбор каждого.
Мой вариант: государство. Почему так? Обращаемся к закону и к самой изначальной функции государства.
Вторая статья Конституции Российской Федерации говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Важная 7-ая статья Конституции очень чётко определяет ту политику, которая должна бы быть в идеале, то, к чему стремится наша страна:
"1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
Соответственно, государство, основываясь на действующем конституционном строе, само на себя взяло обязательство по защите прав граждан, обеспечению их трудовыми местами, сохранению семьи и так далее. Оно может выступить главным работодателем, ведь у него для этого есть все возможности и ресурсы, в отличие от того же мужа или самой домохозяйки. Именно государство заинтересовано в том, чтобы было как можно меньше безработных и чтобы сохранялась демография в стране, а общество становилось здоровым.
Именно государство может выработать меры и стандарты, по которым будет определять, как оценивать труд домохозяйки, какими способами можно будет это подтвердить. Именно оно может провести курсы и тренинги по повышению квалификации, определить, какие домохозяйки достойны получать заработную плату, а какие нет (например, проводить конкурсы проф отбора, смотреть на достижения их детей, учитывать отсутствие судимости, проверять их способности к соблюдению чистоты, сформировать онлайн-платформы и тестирования для проверки теоретических знаний и т.д.). И, конечно же, учитывается сама личность домохозяйки, её вес в обществе и желание трудиться.
Когда в стране встаёт вопрос о том, что кто-то не работает или не хочет работать, невольно задаёшься вопросами: а созданы ли достойные условия труда, чтобы человек САМ хотел зарабатывать? Не из-за того, что он вынужденно идёт на работу, потому что кушать хочется, а потому что это его позитивное желание - принести пользу обществу. Вина ли граждан в том, что они не могут найти себе работу? Или что их не берут на работу? Это вопрос относится, прежде всего, к политике государства, ведь это нам сверху устанавливают правила, гарантируют нам права и называют наши обязанности.
Государство может дать рабочие места и провести подобный эксперимент по аналогии с бюджетными местами в ВУЗАХ. Бюджетники при поступлении могут учиться как хорошо, так и плохо. Тех студентов, которые завалили экзамены или у которых есть задолженности и они всячески показывают свою незаинтересованность в дальнейшем обучении, то их отчисляют. Если же молодые люди показывают результаты и успехи, то их поощряют стипендиями, грантами и денежными вознаграждениями (даже если студент учится на платном, в некоторых вузах есть такая политика).
Точно также контрактников могут перевести на бюджет и платить им деньги (по аналогии, работающие женщины смогут по собственному желанию стать домохозяйками и наоборот, домохозяйки смогут получить стаж работы по определённым специальностям и устроиться на работу на испытательный срок. Оплата государством может быть почасовая (или дневная) и оплачиваться только в тот период, когда женщина выполняет свои трудовые обязанности (на нормальных работах перерывы и обеды никто не оплачивает). А в случае злоупотребления своим статусом государство может привлечь недобросовестных домохозяек к ответственности. При этом каждый случай будет индивидуальным.
Работающим женщинам также могут доплачивать за переработку и выплачивать премии, если она действительно выполняет свои функции, обеспечивая семью, а не лежит на диване после работы. То же самое в отношении домохозяинов и вообще тех, кто ведёт домашнее хозяйство. Во всяком случае, представляется более целесообразным такой подход, чем если бы просто платили пособия по безработице. Можно предложить и альтернативные пути: создать профсоюзы или объединения самих же домохозяек и трудящихся, которые бы согласились присоединиться к такому эксперименту или же предложить что-то по аналогии с самозанятыми.
Кроме того, стоит учесть в принципе определение занятости и понять, действительно ли человек бездельничает или же нет, ведь труд оценивается очень и очень по-разному. Кто-то считает, что физический труд не такой уж и тяжелый, а кто-то, наоборот, полагает, что интеллектуальный гораздо легче и обратно. Всё очень субъективно.
Существует Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 в последней редакции.
Статья 1. даёт определение занятости:
"Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.".
Соответственно, по 2-ой статье указанного выше закона "занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе".
Домохозяйки же могли бы заключить договор с государством (по аналогии с поступлением на государственную гражданскую службу). Конечно, можно было бы предположить, что муж мог бы быть работодателем, но он также не всегда может работать или иметь не очень высокую зарплату. Или также может быть домохозяином, а женщина, например, может работать и наоборот. Но именно государство могло бы регистрировать домохозяек в законном правовом поле через госуслуги, мои документы и так далее. И в принципе проводить политику, которая была бы направлена на содействие граждан по трудоустройству.
Такую возможность предоставляет статья 5-ая Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2021) "О занятости населения в Российской Федерации". Она говорит о том, что:
"1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
-обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
-поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации);
-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения и так далее:
Ссылка на статью из закона: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/f524e39364a1fdf47c31058816c7d374a67608e2/
Подводя итоги, могу сказать, что именно у государства есть все ресурсы и возможности для сокращения безработицы и оказанию помощи и содействию для того, чтобы помочь гражданам, в данном случае, домохозяйкам, приобрести стаж и профессию. Именно оно может законно предоставить им такие права и учитывать налоги с дохода на прибыль, а также проводить соответствующие проверки и мероприятия по обнаружению недобросовестных и злоупотребляющих своими правами работников.
Конечно, существует большое количество работающих граждан, которые также нуждаются в поддержке государства и материальной помощи для тех семей, которые также и работают, и при этом добросовестно выполняют свои обязанности. И это тоже стоит учитывать. Этого мало кто отрицает, но это уже тема отдельного разговора. А что вы думаете по этому поводу? Пожалуйста, поделитесь Вашим мнением. Мнение каждого (!) человека важно и только в обсуждениях оно может быть услышано.
Публикация понравилась. Поднятый вопрос актуален. Труд на производстве оплачивается, а домашний неоплачиваемый труд общепринято считать женским. Как и Вы полагаю, что труд домохозяек должно оплачивать государство, а не муж.
Первая публикация на эту тему вызвала противоположные мнения. И женщины, и мужчины высказали различные суждения. По второй публикации считаю отсутствие иллюстрационного материала недостатком. Также для восприятия текста обывателем желательно материал подавать в краткой форме. Надеюсь, мои пожелания не остановят Вас в исследовании поднятой темы.
Добрые вечер, благодарю за отзыв, он очень важен! Постараюсь сделать удобную иллюстрацию. Стремлюсь к упрощению материала: коротко, по существу. Хорошая критика только на пользу. Если советы дельные, стараюсь им следовать. Спасибо!