Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка

48 просмотров
3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье рассказывается об особенностях реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся средней школы, об особенности организации и использования данной деятельности на уроках английского языка, а также даны рекомендации по развитию навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, теоретические исследования, особенности организации, особенности использования, формирование умений и навыков, анализ сформированности, результаты внедрения, рекомендации по развитию.

FEATURES OF THE PROJECT-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Annotation: This article describes the features of the implementation of design and research activities of secondary school students, features of the organization and use of this activity in English lessons, and also gives recommendations on the development of skills in design and research activities in English lessons in secondary school.

Key words: project activity, research activity, design and research activity, theoretical research, organization features, usage features, skills formation, formation analysis, implementation results, development recommendations.

“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

Процесс обучения иностранному языку обучающихся средней школы является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В настоящее время эта проблема приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.

Одной из важнейших сторон языковой подготовки будущих учителей иностранного языка, во многом определяющей качественный уровень владения языком, является обучение проектно-исследовательской деятельности, т.к. это неразрывно связано с развитием языковых, творческих, исследовательских способностей обучающихся, что является неотъемлемой частью подготовки обучающихся средней школы по иностранному языку. [Копотева, Губанова: 2015]

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? [Соловова: 2002]

По определению Матяша Н.В., проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества. На основании этого, Матяш Н.В. утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость. [Палаева: 2005]

Согласно определению Зимней И.А., Шашенковой Е.А., исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности». [Полат, Бухаркина: 2007]

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на проектирование собственного исследования, которая должна предполагать выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Проблемой организации проектно-исследовательской деятельности занимались такие отечественный учёные, как Шацкий С.Т., Белова Т.Г., Матяш Н.В., Фомина Л.Ф., Алябушева Г.В., а также такие зарубежные методисты, как Килпатрик В.Х., Ольдерогге Н.Г., Шапиро В.Д.

Актуальность темы исследования на современном этапе является очевидной с учётом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений. Проектно-исследовательская деятельность особенно приемлема на уроках английского языка в средней школе, так как именно здесь реализуется новый качественный уровень преподавания иностранных языков: обучаемые овладевают средствами выражения мысли и приобщаются к иноязычной культуре с помощью проектной и исследовательской деятельности, решают поисковые задачи, учатся отбору необходимого материала, реализуется одна из основных задач – развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

Главное назначение проектно-исследовательской деятельности сводится к тому, что задача обучающегося состоит в том, чтобы деятельность была направлена на проектирование исследования, которая должна предполагать выделение целей и задач, отбор методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов для достижения поставленных целей и задач. [Полат, Бухаркина: 2007]

Проектно-исследовательская деятельность предполагает:

наличие проблемы, которая требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную и творческую деятельность ученика;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов;

презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. [Палаева: 2005]

Основными задачами проектно-исследовательской деятельности являются:

1. Образовательная задача. Она подразумевает активизацию и актуализацию знаний, полученных обучающимися при изучении определенной темы. Систематизацию знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

2. Развивающая задача. Она подразумевает развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

3. Воспитательная задача. Она подразумевает создание продукта, востребованного другими. [Копотева, Губанова: 2015]

Основными функциями проектно-исследовательской деятельности являются:

1. развитие познавательных умений и навыков обучащихся;

2. умение ориентироваться в информационном пространстве и выбирать необходимую информацию и источники для решения поставленных целей и задач;

3. умение самостоятельно конструировать свои знания с помощью поиска, анализа и синтеза информации;

4. умение интегрировать знания из различных областей наук, в том числе знаний по иностранному языку;

5. умение критически мыслить, что помогает находить разные способы решения различных задач.

6. развитие творческих способностей обучающихся, которые помогут нестандартно решать поставленные задачи. [Шацкий: 1980]

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка выполняет несколько важнейших задач в обучении английскому языку в среднем звене:

1. Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия обучающихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

2. Обучающиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

3. В процессе проектной деятельности успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

4. В проектной работе весь процесс ориентирован на обучающегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый обучающийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

6. Совместная работа в рамках проекта учит обучающихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио-и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д. [Коротаева: 1995]

7. Развивается интерес к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности, к углубленному изучению дисциплин, повышение социального статуса знаний;

8. Развиваются личностные качества обучающихся, способствовать формированию логического, научного мышления;

9. Приобретаются дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками, мультимедийным оборудованием;

10. Стимулирование к социальному и профессиональному самоопределению обучающихся, к ориентации на дальнейшее продолжение образования в вузе;

11. Познакомить обучающихся с теоретическими основами исследовательской деятельности: методикой обработки полученных данных и анализом результатов, составлением и оформлением отчётов и докладов о результатах исследовательской деятельности;

12. Организовывать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность обучающихся. Участвовать в проводимых в рамках деятельности различных конкурсах, конференциях, проектах, научно-практических семинарах; отрабатывать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией. [Обухов: 2015]

Чтобы проектно-исследовательская деятельность принесла наибольшую пользу, необходимо учесть следующее:

1) грамотно управлять познавательной деятельностью ученика, т. е. переходить с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности обучающихся;

2) мотивировать познавательную деятельность обучающегося на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваться положительного отношения к предмету;

3) использовать коллективные способы обучения, включать всех обучающихся в коллективную творческую деятельность, организовывать взаимопомощь;

4) организовывать помощь обучающемуся в процессе деятельности, проявлять внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

5) создавать ситуацию успеха, т. е. разрабатывать методику и предлагать задания, посильные уровню каждого обучающихся;

6) создать положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

7) организовывать самоанализ собственной деятельности обучающегося и формировать его адекватную самооценку. [Хридина: 2003]

Часто у учителей возникает вопрос: как создать необходимую атмосферу? Как привлечь обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, которая будет являться дополнительной к обязательной нагрузке? Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь в решении данных вопросов и помочь учителям правильно организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках:

владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;

уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов. [Соловова: 2002]

Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка, которые может организовать учитель:

1. Практические мини – исследование. Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Такая практическая творческая деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, к использованию ресурсов Интернета.

2. Кейс-технологии. Метод кейсов– это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Суть его состоит в том, что обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой работы. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык, и особенно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. [Голуб, Чуракова: 2003]

3. Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер. На уроках английского языка можно провести фронтальные лабораторные работы, проведение которых возможно с использованием интерактивной доски и позволяет участвовать в эксперименте всем учащимся класса одновременно. Задания, разработанные для фронтальных лабораторных работ, могут отличаться разнообразием: исправить ошибки; дописать; разгадать кроссворд; сопоставить; разбить на группы; заполнить пропуски; дорисовать; выполнить тестовые задания с дальнейшей проверкой.

4. Исследовательские проекты. Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучаемых, являясь логическим продолжением урочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является формой создания позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и обучающихся, изменяя традиционные образовательные формы. [Палаева: 2005]

В заключение хочется отметить, что учителю важно уметь грамотно организовать работу на уроках по проектно-исследовательской деятельности, мотивировать и направлять своих обучающихся для достижения отличных результатов. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является эффективной образовательной и воспитательной технологией, отвечающая задачам развития творческих способностей, эффективной социализации, увеличение социальной и профессиональной мобильности молодого поколения, профессионализации, личностной успешности обучающихся разных возрастов, что, конечно же, обеспечит повышение эффективности и качества образования в соответствии с задачами модернизации отечественного образовании

ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб, Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара, 2003. - 246 c.

2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.

3. Копотева Г.Л., Губанова Е.В. Введение ФГОС основного общего образования: образовательная программа школы. Часть 1. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 208 с.

4. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с.

5. Палаева, Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на материале английского языка): дис. канд. Пед. наук / Лира Ильфатовна-Палаева; - Москва, 2005 – 239 с.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

7. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций/ Е.Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2002.-239 с.

8. Хридина Н.Н. Управление образованием как социальной системой: понятийно-терминологический словарь. – Екатеринбург: Уральской изд-во, 2003. – 384 с.

9. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

Подписаться
Донаты ₽
Александр
Подписчиков 251
04.05.2024, 13:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг77.4к
Дом полукругом из дерева проект постройки, для леса. здравствуйте. Продам Дом полукругом ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Борисов Александр Александрович
Подписчиков 159
05.06.2024, 19:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг146.6к
Скроу-счет - это специальный банковский счет, который используется для управления ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Вероника
Подписчиков 292
24.05.2024, 20:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг640.1к
Мой новый проект в программе BluffTitler
Подробнее
Неинтересно
01:00
Поделитесь этим видео
0
0
Александр
Подписчиков 251
04.05.2024, 13:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг77.4к
Дом полукругом из дерева проект постройки, для леса. здравствуйте. Продам Дом полукругом ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Константин
Подписчиков 2287
05.04.2024, 13:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.7М
ВступлениеРоссия является продолжателем славных традиций СССР по освоению космоса. В настоящее ...
Подробнее
Неинтересно
0
34
Наталья
Подписчиков 172
02.04.2024, 22:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг200к
Многие люди, решившие поменять городскую квартиру на собственное загородное жилье, задаются вопросом:...
Подробнее
Неинтересно
0
6
Ермош Оксана Викторовна
Подписчиков 129
21.03.2024, 03:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг148.2к
К сожалению коридоры власти очень витьеваты и очень длинны. Они уходят вверх, выше Эвереста и вниз,...
Подробнее
Неинтересно
05:00
Поделитесь этим видео
0
15
Гарбуз павел михайлович
Подписчиков 87
13.02.2024, 07:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.5к
Третьего февраля тысяча девятьсот шестьдесят шестого года стал важной датой в истории исследований НЛО,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Альберт
Подписчиков 40
08.02.2024, 20:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6623
Проект 1241Р получил название "Молния" и был лучшим носителем ракетно-артиллерийского ...
Подробнее
Неинтересно
0
0