Качество образования при дистанционном обучении
«Качество образования при дистанционном обучении».
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
создания образовательного пространства;
формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-х, а сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.
По данным e-Learning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
Стоит отметить, что у дистанционного обучения есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных ситуаций. Кратко рассмотрим плюсы и минусы данной образовательной технологии.
Преимущества:
возможность работать с каждым учеником индивидуально
автоматизация рутинных процессов
шанс освоить новые технологии
использование игровых заданий
размеренный темп работы
доступность учебных материалов
Недостатки:
необходимо уметь разбираться в цифровых технологиях
недостаток прямого и личного общения
необходимость более сильной мотивации учеников к получению знаний
отсутствие границы между свободным и рабочим временем
Итог: Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если проанализировать, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-практики будут принимать все более и более цифровой вид.
На данном этапе учителям все ещё непросто. Трудно планировать и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, подготовка к занятиям занимает еще больше времени.
В данный момент большинство школ в мире не готовы к дистанционному обучению, так как не имеют специализированных программ и утвержденных стандартов. Все дистанционное обучение сводится к вебинарам и указаниям по прочтению учебников, выполнению заданий и тестов. Интерактивной утвержденной программы, по которой каждый ученик мог работать в собственном темпе в 21 веке до сих пор не существует. Также не существует единого формата онлайн-общения, кто-то использует электронную почту, кто-то — группы в соц. сетях или чаты в мессенджерах. Школы различаются по программам, расписанию и подходам к обучению, их невозможно подвести к единому формату. Кроме того, возникли и общие для всех сложности, связанные с разными образовательными возможностями учеников. Проще говоря, компьютеры есть не у всех. Либо он один на всю семью. ЮНЕСКО, Всемирный банк и другие организации прогнозируют усиление неравенства в доступе к образованию, связанные с дистанционным обучением. Около 826 миллионов учеников по всему миру не имеют компьютера, а 706 миллионов не имеют доступа к Интернету, в то время как цифровое дистанционное обучение используется для обеспечения непрерывности образования в подавляющем большинстве стран. Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке Общероссийского профсоюза образования и других организаций провела опрос «Проблемы перехода на дистанционное обучение в РФ глазами учителей». Были опрошены 22 600 учителей из 73 регионов страны. Вот несколько слайдов отчета, демонстрирующих низкие технологические возможности для обучения:
В пояснении к отчету представлены несколько цитат учителей, которые говорят о том, что у большинства детей в классе нет даже мобильного Интернета, а компьютер есть только у троих. У самих учителей также нет необходимых ресурсов для проведение дистанционного обучения, именно поэтому 75% опрошенных учителей не проводили видео-уроки в период дистанционного обучения.
Редакция Activity.Edu уже не раз обращалась к прогнозам экспертов, пытающихся представить, какой будет школа эпохи «после коронавируса», и оценить последствия пандемии для образования.
Специалисты Всемирного банка, занимающиеся проектами в области образования, опираясь на данные многолетних наблюдений, связанных с природными и техногенными катастрофами, а также экономическими кризисами, моделируют влияние пандемии коронавирусной инфекции на образование. Они рассматривают три возможных сценария, по которым будут происходить изменения.
Первый сценарий. Проблемы дистанционного обучения приводят к снижению образовательных результатов. Кривая B (синяя штриховая линия) на левом рисунке демонстрирует сдвиг результатов в сторону меньших значений. Площадь фигуры, отмеченной синим цветом, – это прирост доли школьников, не преодолевших порог 300 баллов.
Второй сценарий. Кривая C (фиолетовая штриховая линия) на среднем рисунке не только сдвигается влево, но и расширяется, сглаживается. В математической статистике говорят: увеличивается стандартное отклонение. Неравенство образовательных возможностей, которое в условиях пандемии растет, приводит к увеличению не только «группы риска» (площадь фигуры, отмеченной фиолетовым цветом), но и доли детей, показывающих высокие результаты. При развитии образования по этому сценарию успешные и мотивированные дети еще сильнее вырвутся вперед, в то время как ученики, испытывающие трудности в освоении учебной программы, еще больше отстанут.
Третий сценарий. Кривая D (зеленая штриховая линия) на правом рисунке описывает самый неблагоприятный вариант развития образования: к увеличению стандартного отклонения и сильному сглаживанию кривой, свидетельствующему о росте неравенства образовательных результатов, добавляется резкое увеличение доли детей с показателями функциональной грамотности ниже порогового значения (площадь фигуры, отмеченной зеленым цветом). Такой сценарий весьма вероятен для стран, экономика которых после пандемии не сможет восстановиться быстро. Опыт предыдущих природных и экономических катаклизмов показывает, что в некоторых странах часть детей не вернется в школы.
Министерству просвещения и Рособрнадзору следует с большим вниманием отнестись к моделям и сценариям, рассматриваемым специалистами Всемирного банка, чтобы скорректировать программы реализации проектов, направленных на оказание помощи школам и ученикам со слабыми образовательными результатами.