Любимые художники Гитлера: почему нацистские статуи до сих пор стоят в Германии?
Новая шокирующая выставка демонстрирует успешные послевоенные карьеры художников, которых фюрер считал «божественно одаренными». Многие сделали общественные работы, которые выставлены сегодня.

Член нацистской партии... скульптура Адольфа Вампера 1953 года.
На фотографии 1940 года изображены трое нацистов-завоевателей в Париже на фоне Эйфелевой башни. Через несколько лет один из этих людей, Адольф Гитлер, был убит собственной рукой; другой, Альберт Шпеер, писал мемуары в тюрьме Шпандау, избежав смертного приговора на Нюрнбергском процессе. Но третий, Арно Брекер, был жив и свободен, создавая скульптуры в новой Западной Германии, которые по своей напыщенности и иконографии повторяли скульптуры, созданные им во времена Третьего рейха.

Альберт Шпеер (слева) и Арно Брекер (справа) с Адольфом Гитлером в 1940 году.
Брекер олицетворял тезис о новой замечательной выставке в Берлине, согласно которой любимые художники и скульпторы Гитлера пережили Третий рейх и заполнили общественные пространства новой Федеративной Республики Германии произведениями искусства, мало отличающимися от тех, которые они создавали в период с 1933 по 1945 год.
Например, в 1957 году Брекеру было поручено создать скульптуру, установленную возле гимназии Вильгельма-Дёрпфельда, школы в Вуппертале. В результате появилась бронзовая фигура Афины Паллады, греческой богини войны и мудрости, в шлеме и готовой метнуть копье. «Иконография такая же, как и в нацистскую эпоху», - говорит куратор выставки Вольфганг Браунейс.
Брекер был почитаем лидерами Третьего рейха. В 1944 году он фигурировал в списке из 378 «Gottbegnadeten» или «божественно одаренных» художников, которых Гитлер и главный нацистский пропагандист Йозеф Геббельс освободили от военной службы. В 1936 году Гитлер сделал Брекера официальным государственным скульптором, предоставив ему большую студию и 43 помощника. Ему было поручено создать две спортивные скульптуры для Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Три другие скульптуры - «Партия», «Армия» и «Шагающие лошади» - были выставлены на видном месте у входа в новую рейхсканцелярию Шпеера в Берлине.
С 1937 по 1944 год Брекер был среди сотен немецких художников, чьи работы были показаны на Große Deutsche Kunstausstellung в Мюнхене, выставке, призванной продемонстрировать то, что национал-социалисты считали правильным видом искусства. По большей части он восхвалял немецкие жертвы во время Первой мировой войны или неоклассические героические скульптуры, такие как Прометей Брекера.
Геббельс противопоставил это якобы великое искусство его противоположности. Он заказал еще одну выставку так называемого Entartete Kunst (дегенеративного искусства) в Мюнхенском институте археологии. Он собрал 650 картин, скульптур и гравюр 112 художников, в основном немецких и часто еврейских, в том числе Георга Гроса, Эмиля Нольде, Отто Дикса, Франца Марка и Пауля Клее.

Афина "Паллада" Арно Брекера, 1957 год.
Можно было подумать, что после войны статус Брекера как имиджмейкера нацистов сделал бы его персоной нон грата в новой немецкой республике. Напротив, он извлек выгоду из нацистской сети старых мальчиков: его «Афина Паллада» в Вуппертале стала возможной благодаря заступничеству товарища «божественно одаренного» архитектора Фридриха Хецельта.
Несмотря на то, что Брекер был уволен с должности профессора изобразительного искусства в Берлине после того, как в 1948 году он был назван нацистским попутчиком, он продолжал профессионально процветать, создавая скульптуры для мэрии Дюссельдорфа. Он также снял бюсты политических лидеров, в том числе первого канцлера Федеративной Республики Конрада Аденауэра. Правда, когда Центр Помпиду в Париже в 1981 году устроил ретроспективу Брекера, антинацистские активисты вызвали протесты. Однако четыре года спустя его посмертная репутация была усилена, когда замок Нёрвених был передан музею Арно Брекера, который можно посетить и сегодня.
Брекер не был чем-то необычным. Экспозиция Немецкого исторического музея включает более 300 произведений искусства - гобелены, фрески, скульптуры - созданные нацистскими художниками или попутчиками после 1945 года. Среди них работы Германа Каспара, которому Шпеер поручил разработать мозаику, фрески, полы, фризы и дерево. Инкрустации для Новой рейхсканцелярии. Больше всего Гитлера поразила инкрустация огромного стола в кабинете фюрера, на котором, как вспоминал Шпеер в своих мемуарах, была изображена маска Марса, бога войны, за которой меч был скрещен с копьем. «Ну-ну, - якобы сказал Шпееру Гитлер. «Когда дипломаты, сидящие передо мной за этим столом, увидят это, они научатся бояться».
После войны Каспар получил многочисленные государственные заказы, в том числе гобелен с национальным гербом в Сенатском зале парламента Баварии. Самый
Поразительно, однако, Каспар завершил работу, начатую им при Третьем рейхе. Он начал свою монументальную настенную мозаику для Конгресс-холла Немецкого музея Мюнхена в 1935 году, а завершил ее в 1955 году.
Послевоенный успех Каспара подтверждает замечание, сделанное великим немецким еврейским философом Максом Хоркхаймером, когда он вернулся из американской ссылки во Франкфуртский университет в конце 1940-х годов. «Вчера я присутствовал на собрании преподавателей и нашел его наполовину слишком дружелюбным и достаточно, чтобы вас вырвало», - написал он. «Все эти люди сидят там, как и до Третьего рейха. Как будто ничего не произошло... они разыгрывают призрачную сонату, которая оставляет Стриндберга стоять на ногах ».

Декоратор стола Гитлера... потолочная роспись 1965 года, выполненная по заказу нацистов художником Германом Каспаром.
Браунейс согласен с этой оценкой: «В Западной Германии и Австрии, если не в Восточной Германии, многие из самых успешных художников были нацистами». Соната-призрак продолжалась, как будто Холокоста не было. Выставка Браунайса направлена на то, чтобы пролить свет на забытую главу немецкой истории.
Официальная версия, в конце концов, заключается в том, что Западная Германия не была убежищем для нацистов и что после 1945 года возникла радикально новая эстетика. Действительно, параллельная выставка в музее рассказывает об истории Documenta, выставки современного искусства, которая проводится в Касселе каждые пять лет. Когда федеральный президент Теодор Хойс открыл первую Documenta в 1955 году, художникам, процветавшим в нацистскую эпоху, не разрешили выставляться там, так как они считались не подходящими для модернистского, антинацистского представления о себе молодой республики.
Браунейс утверждает, что скрытая история, которую он раскрывает, подрывает этот лестный образ. «Правда в том, что эти« божественно одаренные »художники были тесно связаны с культурно-политической программой Федеративной Республики».
Рассмотрим Вилли Меллера. Он создал скульптуры для олимпийского стадиона в Берлине и другие скульптуры для нацистского курорта Прора. После войны Меллер процветал в профессиональном плане, создавая скульптуры для почтовой службы Германии, федерального орла для Дворца Шаумбург в Бонне, который в то время был официальной резиденцией Федерального канцлера. Меллер даже создал произведение под названием «Скорбящая женщина» для Мемориального зала жертв национал-социализма в Оберхаузене, открытого в 1962 году. «Когда была представлена« Скорбящая женщина », - говорит Браунейс, - казалось, что никто не заметил, что« божественно одаренный »художник было заказано сделать скульптуру для центра, посвященного регистрации преступлений нацистов ».

В нацистском списке Gottbegnadeten… Ричард Шайбе за работой в Берлине, 1955 год.
В самом деле, Браунайс указывает, что когда в прессе или среди искусствоведов возникали возражения против публичного заказа произведений искусства в Западной Германии, их жалобы редко имели какое-либо отношение к нацистской репутации художников. Скорее, критиков, прессу и публику объединяла враждебность к современному искусству в общественной сфере.
Это как если бы мрачная диалектика, созданная Геббельсом в Мюнхене в 1937 году - с одной стороны, героическое, неоклассическое немецкое искусство, санкционированное нацистами, а с другой - современное искусство, созданное евреями и «дегенеративными» иностранцами, которое часто оказывалось сожженным. Со стороны нацистских функционеров - все еще происходило в первые десятилетия существования Западной Германии.
Наконец, раздались несогласные голоса. Но что особенно поразительно, так это то, что большая часть послевоенных работ этих нацистских художников сохранилась, почти не замечая, в общественных местах Германии. Рафаэль Гросс, президент Немецкого исторического музея, вспоминает, что, когда он жил во Франкфурте, он каждый день проходил мимо скульптуры по пути на работу в городской парк Ротшильдов. «До недавнего времени я не знал, что он был введен в эксплуатацию во время Третьего рейха и установлен после войны».
Парк, названный в честь семьи Ротшильдов, купивших эту собственность в 1837 году, был захвачен нацистами, а его дворец был разрушен во время бомбардировки британских ВВС в 1944 году. Сегодня в парке есть статуя под названием Der Ring der Statuen, изображающая семь обнаженных аллегорических фигур Георга Кольбе, построенная в 1941 году, но возведенная только в 1954 году.
Как странно, что в парке, которому только после войны было возвращено еврейское название, которое нацисты стерли, сегодня можно увидеть скульптуру одного из любимых художников Гитлера. В 1939 году Кольбе создал портретный бюст испанского диктатора Франсиско Франко, который был подарен Гитлеру на день рождения. Кольбе, честно говоря, был одним из немногих художников Третьего рейха, чьи работы были показаны как на мюнхенской выставке Degenerate Art, так и на санкционированной нацистами Große Deutsche Kunstausstellung через город.
Какой должна быть судьба этих скульптур, гобеленов и фресок, сделанных нацистами и попутчиками? Должны ли они быть уничтожены, удалены из поля зрения общественности или просто контекстуализированы с помощью полезных ярлыков? Первый вариант, полагаю
st в адрес Гросса и Браунаса, нельзя исключать. Ведь у паблик-арта богатая история разрушения. В 2003 году тяжелоатлет поднес кувалду к гигантской статуе Саддама Хусейна в Багдаде. Во время так называемого падения Ленина в 2014 году на Украине было снесено около 5 500 статуй Ленина. Когда в прошлом году статуя работорговца Эдварда Колстона была брошена в док Бристоля, историк Дэвид Олусога написал в Guardian: «Это не было нападением на историю. Это история. Это один из тех редких исторических моментов, появление которых означает, что все уже никогда не вернется в прежнее состояние ».
Гросс и Браунейс считают, что в случае Германии проблема менее очевидна. «Мы должны действовать от случая к случаю», - говорит Гросс. «Не может быть общего правила». Браунейс утверждает, что в некоторых случаях достаточно пояснительных записок. «Иногда вместо того, чтобы разрушать прошлое, нам нужно узнать о нем, а затем жить с ним, даже если это неудобно».
«Божественно одаренный». До 5 декабря выставка "Популярные художники национал-социализма в Федеративной Республике" находится в Немецком историческом музее в Берлине.
интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо за ваш труд, очень интересно
Спасибо!

Здравствуйте. Благодарю за интересную публикацию.
Германию умеет хранить свою историю, даже если она не всем нравится, но это их история.
Спасибо, интересно