Правовое обеспечение мультимодальных перевозок
Международные грузоперевозки представляют собой не только отношения между частниками внешнеэкономической деятельности, но и взаимоотношения между странами. В данном случае заключенный между грузоотправителем и грузополучателем договор будет является международным, следовательно, регулироваться международными нормами права.
Основными международными документами, затрагивающими регулирование мультимодальной перевозки, являются:
Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов» Заключена в г. Женеве 24.05.1980 г.;
Унифицированные правила ЮНКТАД/МТП для транспортных документов смешанной перевозки 1992 и 1995 гг.;
Стандартные (общие) условия оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении 1992 г., приняты ФИАТА;
Конвенция ООН «О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов» - «Роттердамские правила», 2009 г.
Следует начать с того, что наиболее проработанным документом о смешанных перевозках является Женевская конвенция, принятая в 1980 г. и в полной мере отвечающая на правовые и политические проблемы, возникшие в процессе контейнеризации. До возникновения этой конвенции, правовой режим перевозки менялся при смене одного вида транспорта на другой, то есть до 1980 года не существовало ни одного единого перевозочного документа, на основе которого можно было осуществлять перевозку всеми видами транспорта. Конвенция заполнила существующие пробелы в законодательстве и «защитила» грузоотправителя путем переноса основной части ответственности за перевозку на перевозчика (то есть оператора смешанной перевозки – ОСП). Таким образом, ОСП был ответственен за груз с момента получения его от грузоотправителя до момента вручения его грузополучателю. Кроме того, Конвенция подняла предел ответственности перевозчика за сохранность груза и выполнение всех обязательств по всему пути следования с 666,67 расчетных единиц за место, либо 2 расчетной единицы за 1 кг брутто-веса до 920 расчетных единиц за место, либо 2,25 расчетных единицы за 1 кг брутто-веса. Конвенция также устанавливает отдельные сроки исковой давности – 2 года и особый порядок ее исполнения, в том числе и арбитражное производство.
Женевская конвенция не вступила в силу из-за недостаточности ратификаций, а также в случае принятия необходимостью отказа от всех международных транспортных конвенций по отдельным видам транспорта. Однако все-таки ее положения существенно повлияли на законодательство некоторых европейских стран.
По причине невступления в силу Конвенции ООН 1980 г., Конференцией ООН по торговле и развитию было поручено разработать типовые положения о мультимодальных транспортных документах на основе Гаагских и Гааго-Висбийских правил, а также существующих в это время документов как Коносамент ФИАТА и Правила Международной торговой палаты.
Правила применяются в том случае, если о них было упомянуто в договоре между грузоотправителем и перевозчиком. Они состоят из 13 статей, которые устанавливают все нормы, касающиеся смешанной перевозки в той степени, в которой она не противоречит иным обязательным положениям международных конвенциях. Исковая давность данных правил составляет 9 месяцев, а предел ответственности совпадает с Правилами Гаага-Висби. Отличие Правил от Конвенции 1980 г. заключаются в следующем:
Они универсальны, т.е. ссылаться на них можно даже если перевозка осуществляется одним видом транспорта;
Документ мультимодальной перевозки может заменять электронный обмен данными в случае невозможности их применения;
Размер возмещений рассчитывается из стоимости груза на месте и во время его доставки, на не по месту отправки, как это определено в Конвенции;
Опять же, сроки исковой давности в Правилах меньше – 9 месяцев против 2 лет.
Вышеперечисленные два документа непосредственно относились к смешанным перевозкам. Однако в многих транспортных конвенциях, обращенных к одному виду транспорта, содержатся положения, применимые к договору перевозки на различных видах транспорта, то есть происходит некое расширение сферы применения конвенций.