Возрождение Феникса. Глубокая модернизация вертолета Ми-24.
Летом 2020 г. в подмосковном г. Красногорске на полигоне ФКП "НИИ "Геодезия" проходили типовые летные испытания ударно-транспортного вертолёта Ми-35 П «Феникс». Ударно-боевой вертолет Ми-35 П «Феникс» является версией глубоко модернизированного вертолета-легенды вертолета Ми-24. Или как его за крутой нрав прозвали «Крокодил». Разработка вертолета была осуществлена более 50 лет назад. Параллельно с испытаниями вертолета, на предприятии ПАО «Роствертол» г. Ростов-на-Дону не останавливаясь изготавливается первая партия вертолетов в интересах инозаказчика. Первый раз вертолет Ми-35 П был продемонстрирован на Международном военно-техническом форуме, который проходил в конце августа 2018 года в подмосковном г. Кубинка. Свое название, «Феникс» вертолет Ми-35 получил непросто так, а именно благодаря своему новому рождению, как загадочная птица Феникс из сказки знаменитого детского писателя Андерсена Г. Х. Так и вертолет Ми-35 П возродившись из прошлого, он перенял все лучшее от уникального Ми-24, а также смог избавиться от своих технических и конструктивных недостатков, а взамен получив новые возможности. Его уникальность заключается в том, что только он стал первым вертолетом в СССР и вторым в мире после АН-1 (Кобра) ударно-транспортным вертолетом. Именно вертолет Ми-24 В с сирийским летчиком сумел одержать блестящую победу в воздушном бою победив самолет «Фантом» Израильских ВВС. Только вертолет Ми-24 специально разрабатывался для решения боевых задач. Разработка ударно-боевого вертолета Ми-24 (проект изделие "240" (В-24) началась, благодаря секретному Постановлению Совета Министров СМ СССР и Центрального комитета ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля и уже через год два опытных вертолета получившие шифры ОП-1 и ОП-2 были готовы. Заводские испытания опытных вертолетов Ми-24 начались в середине сентября 1969 года. Первым испытателем Ми-24 стал заслуженный летчик-испытатель Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля - Г.В. Алферов.
Опытная партия вертолетов была всего из 10 машин. Начиная сначала 1970 г. на авиационном предприятии «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина расположенном в г. Арсеньев, Приморского края была начата подготовка производства вертолетов к серии, а в последствии было начато их серийное производство. В последствии было выявлено несоответствие конструкции и комплектации вертолетов установочной серии с согласованным с Представителем заказчика облику серийного вертолета Ми-24 А. В результате этих разногласий в серийную конструкторскую и технологическую документацию в срочном порядке были внесены значительные конструктивные и технические изменения. Изменения в вертолете были следующими:
-носовая часть вертолета была значительно удлинена;
-произведена замена дверей на сдвижные
-установлен доработанный противотанковый ракетный комплекс ПТРК 9 П 46 М «Фаланга-М» конструкции А.Э. Нудельмана. Изготовитель - «Завод точного машиностроения», г. Москва.
Эти изменения не смогли не повлиять на производство заводской и технологической оснастки, т.к. изготовление и монтаж которой были начаты еще до того, как облик серийного вертолета был согласован. Но даже несмотря на необходимость ее переделки или даже частичной замены некоторых элементов, производство первых серийных вертолетов было начато уже в 1971 г. и шло в очень быстром темпе.
Так спустя всего лишь два года сложился облик вертолета, который благодаря своим удачно техническим решениям и своей огневой мощи известен во всем мире. И это не просто слова. В настоящий момент он является мощнейшим ударным вертолетом и эксплуатируется более чем в шестидесяти государствах. Благодаря экспортным поставкам вертолетов и запасных частей к ним удалось не только сохранить экспортный потенциал вертолета, но и провести конструкторам ОКБ Миля его глубокую модернизацию. С 2006 г для экспортных поставок он начал носить литеру Ми-35 М. С 2011 г. начались поставки и для Российской армии. Сегодня вертолеты поставляются в ВКС России.
На сегодняшний день вертолет Ми-35 П «Феникс» существует в единственном экземпляре.
Летно-технические характеристики вертолета Ми-35 П:
1. Модификация – Ми-35 П;
2. диаметр главного винта, м - 17.30;
3. диаметр хвостового винта, м - 1.50;
4. длина, м - 17.51;
5. высота, м – 3.90;
6. масса пустого, кг – 8 200;
7. нормальная взлетная, кг– 11 200;
8. максимальная взлетная, кг - 11 500;
9. внутренние топливо, кг - 1500 + опционально 1000;
10. подвесные топливные баки - 1200 (4 х 500 л);
11. тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ 3-117 ВМА;
12. мощность, л.с. - 2 х 2225;
13. максимальная скорость, км/ч – 335;
14. крейсерская скорость, км/ч - 260-280;
15. практическая дальность, км - 1000;
16. боевая дальность, км – 450;
17. практический потолок, м – 4 500;
18. статический потолок, м – 1 750;
19. экипаж, чел – 2;
20. силовая установка – двигатель - ТВ 3-117 ВМА - 4400 л. С (производство Россия);
21. полезная нагрузка: - до 8 солдат или 4-х носилок или 2400 кг груза;
Огневая мощь вертолета Ми-35 П это автоматическая двуствольная авиационная пушка ГШ-23, универсальный пушечный контейнер УПК-23/250, управляемые ракеты "воздух-земля". Ракеты предназначены для поражения бронированной техники и других целей противника с высокой точностью попадания. Боевая нагрузка вертолета - 1,9 т.
Для решения задачи прицеливания было разработано и применено инновационное конструкторское решение. С помощью которого вертолёт может применить ракетное вооружение на различных скоростях, а также находясь в режиме висения. Для увеличения огневой мощи вертолета и повышения качества стрельбы, вертолет оснастили модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24 Н-1 Л. Система состоит из четырех оптико-электронных станций наблюдений ГОЭС-321 МК объединенных в единое поле. Две камеры установлены на законцовках, одна на несущей балке хвостового винта, одна в носовой части вертолета. Таким образом, получается круговой обзор пространства вокруг вертолета, который в зависимости от поставленных задач может работать в круглосуточном режиме. Полученная с четырех камер объединенная картинка отображается на дисплеях расположенных в кабине пилота. Опционально, отображение информации может производиться на дисплее в десантной кабине.
По сравнению с ранее использовавшейся обзорно-прицельной системой, новая система ОПС-24 Н-1 будет оснащена уникальной инфракрасной камерой коротковолнового диапазона. Данная система создана концерном "Швабе". Камера обеспечивает не только эффективный обзор, но а также позволяет обнаружить и распознать даже малоразмерные цели:
-ночью;
-в сложных метеоусловиях;
-в условиях сильной задымлённости;
-пылевых бурь и т.д.
В качестве защиты вертолета экипажа и десантников вертолет Ми-35 П имеет встроенную броню, бронестёкла. Для защиты вертолета от управляемых ракет путем постановки помех для их систем наведения и работы исполнительных устройств на вертолет устанавливается устройство выброса тепловых ловушек УВ-26 М.
Дополнительно для защиты высшего офицерского состава возможно обеспечение вертолёта комплексом бортовой обороны "Президент-С". Наличие такого комплекса позволит спасти вертолет и обеспечит его защиту от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов и ЗРК малой дальности, оснащённых тепловыми головками самонаведения (ГСН). Комплекс "Президент-С" состоит:
-ультрафиолетовых пеленгаторов;
-лазерных станций оптико-электронного подавления;
-вычислительного устройства;
-устройства отображения информации.
При обнаружении факта пуска ракеты ультрафиолетовыми пеленгаторами, производится оповещение членов экипажа о ракетном нападении. Кроме того, в оповещении указывается направление подлета ракеты. После оповещения о нападении в автоматическом режиме будет произведет отстрел ложных тепловых целей. Происходит так называемое «ослепление» головки самонаведения ракеты с последующим её уводом от цели.
Раньше при совершении жестких и аварийных посадках на вертолете Ми-24 возникала большая проблема, связанная утечкой горючего. Конструкторы вертолета Ми-35 П решили эту проблему разместив основные баки с горючим в специальную капсулу, изготовленную из резины и специальных материалов. Теперь горючее никуда не утекает, и пилоты могут быть за это спокойны.
Еще одна конструкторская новинка касается применения экранно-выхлопных устройств. На серийных машинах Ми-24 экранно-выхлопные устройства не применяются. Основное их назначение - снижение тепловой заметности вертолета. Экранно-выхлопное устройство устанавливается на выходные патрубки двигателя. Применение патрубков совместно с экранно-выхлопным устройством позволяет снизить температуру и изменить направление потока выходных газов. Снижение температуры и направления потока выходящих газов дестабилизирует работу тепловой головки самонаведения и делает невозможным захват цели и как следствие этого невозможность прямого попадания ракеты в вертолет, обеспечивая, его выживание при нападении.
Конструкторы не оставили без доработок и основной несущий винт вертолета Ми-35 П. Специалистам известно, что вертолет оснащается алюминиевыми лопастями с предусмотренной в них защитой от обледенения и разрушения. Для того чтобы в процессе полета лопасти не были подвержены обледенению в лопастях имеется токопроводящая нагревающая ткань. Следить за нарушениями структуры лопастей помогает газ азот. Внутренние полости лопастей заполнены этим газом. При малейших трещинах, не видимых для глаза человека, давление внутри лопасти начинает падать, и техник при регулярном осмотре увидит на специально разработанном для этого типа вертолета индикаторе соответствующий сигнал. Лопасть будет заменена. Кстати, интересный факт - лопасти на вертолете Ми-35 П меняются поштучно, а никак как на других типах вертолетов, где замена требуется для всего комплекта лопастей несущего винта.
Таким образом, замена лишь одной буквы в обозначении типа вертолета с Ми-35 М на Ми-35 П, дало возможность получить почти новый вертолет с значительно улучшенными характеристиками и новым пилотажным и бортовым оборудованием для защиты десантников и летчиков.