Откуда у людей способность к языку, когда мы начинаем понимать речь

Лингвист Кеннет Уэкслер объясняет, откуда у людей способность к языку, когда мы начинаем понимать речь и как изучают усвоение языка детьми
Усвоение языка ― это процесс обучения человека языку. Как правило, этот термин означает усвоение родного языка ребенком. Но почему люди могут овладеть языком? Для ответа на этот вопрос нужно понимать, что способность человека усваивать языки в значительной степени связана с его биологией. У животных нет ничего похожего на человеческий язык.
Таким образом, когда мы говорим об усвоении языка, то имеем в виду:
― присущую людям от природы способность;
― ее развитие в течение времени;
― процесс изучения человеком тех или иных свойств языка.
Способность к языку как уникальная особенность
Современные исследователи рассматривают способность человека усваивать языки в том же ключе, что и способность видеть: и то и другое ― это наша врожденная черта. Когда мы что-то видим, работают не только глаза, но и множество других систем организма: чтобы распознавать места и объекты, наш мозг должен производить различные вычисления и обрабатывать информацию. То же самое происходит и при усвоении языка. Наконец, способность видеть есть и у других животных, например почти у всех млекопитающих.
Проблема в том, что, хотя у животных и есть способность видеть, способности говорить у них нет. Черты, характерные только для одного биологического вида, достаточно хорошо известны ученым. В качестве примера можно привести летучих мышей, которые используют эхолокацию, чтобы ориентироваться в пространстве. Очень небольшое число животных имеет такую способность ― у мышей она заложена от рождения. Аналогичным образом и способность к языку является врожденной способностью человека.
Что мы пока не можем объяснить: если способность к усвоению языка ― это врожденная, биологическая черта человека, почему в таком случае в мире существует множество разных языков? Есть тысячи всевозможных языков, и все они согласуются с биологической концепцией усвоения. Этот феномен требует дальнейшего изучения.
Стадии усвоения языка
Как происходит усвоение языка? Один из возможных подходов к изучению ― это анализ структуры и содержания фраз, произносимых ребенком с течением времени.
У маленьких детей достаточно способностей к языку, но они никогда не начинают произносить сразу целые фразы ― обычно отдельные слова. Новорожденные, как правило, не могут говорить, и в целом дети молчат примерно до года: речь появляется где-то в промежутке между 9 и 15 месяцами. Тогда мы можем услышать слово «мама» или, например, «сок».
Дети не начинают связывать слова вместе, пока не достигнут возраста около 18 месяцев, иногда меньше ― тогда они начинают строить словосочетания, похожие на законченные высказывания. Такие словосочетания обладают структурой, передающей смысл так же, как и предложение: ребенок может сказать «хочу сок», «хочу молоко» или «папа дома».
Способность понимать речь обычно развивается чуть быстрее, чем способность конструировать фразы, но у нас есть веские основания полагать, что ребенок в 18 месяцев и даже меньше знает очень много о синтаксисе и структуре предложений.
Источник: postnauka.ru/faq/75909