Как отказаться от заклепок на фюзеляже!!!
Всем известно, что два «благородных» металла применяемых в авиационной промышленности алюминий и титан образуют соединения, от которых, зависит безопасность воздушного судна, как гражданского, так и военного назначения. На сегодняшний день прочность достигается самым простым, доступным и дешевым способом – клепочное соединение. Все бы ничего, но одной из проблем этого способа производства являются небольшие темпы выполнения работ (0,2 – 0,3 м/мин).
Казалось бы, вывод очевиден, почему клепку не заменить сваркой, тогда и темпы производства были бы выше, и прочность была бы выше и самолет бы смотрелся красивее, если бы не одно, но. Дело в том, что титан и алюминий имеют различные физические и химические свойства, такие как:
• температура плавления;
• теплопроводность;
• плотность
Все это приводит к недостаточной прочности стыковочных соединений. Российские ученые из СО РАН (Сибирское отделение Российской Академии Наук) начали заниматься этой проблемой еще в 2017 г. Использовав синхотронное излучение (излучение в жестком рентгеновском излучении) они сделали анализ сварных швов, чтобы определить какие образуются новые соединения и какую структуру они имеют.
Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев соединения были твердыми, но хрупкими. Это натолкнуло их на мысль, что нужно получить такой сплав, который будет более однородным.
Экспериментируя с пучком лазерного излучения смещая его то в сторону титана, то в сторону алюминия был получен интересный результат. Смещая пучок на 1 мм в сторону титана, ученые добились сокращения интерметаллидов, что привело к увеличению прочности сварного шва в 2-2,5 раза. Пока это только первые экспериментальные шаги на большом пути, но самое главное Российские ученые его сделали и теперь самое важное не останавливаться на достигнутом, а идти вперед к освоению новых материалов, которые в итоге приведут к росту Российского авиастроения.