Охота на ведьм
Корень зла
Средневековье не зря однажды назвали темным веком: некоторые его периоды были настолько регрессивными, что иначе сказать сложно. Но, как ни странно, термин «охота на ведьм» появился гораздо позднее этого периода, примерно в 12-13 веках.
Как говорят многие источники, колдовство до появления христианства в Европе не было проблемой. В те времена люди еще верили в божественные силы природы и олицетворяли все необъяснимое через разноликих богов и духов. Так что языческие ритуалы и «магия» сами по себе могли быть неоспоримой частью культуры, либо же к ним относились спокойно. Все изменилось с распространением христианства в европейской части.
Вы не думайте, что, только оказавшись в Европе, благочестивые мужи церкви кинули клич своим охотникам за головами и их верным псам истребить вредную заразу, отравляющую урожай и приносящую беды. Хорошо известный нам образ ведьмы формировался долго; можно, наверное, назвать это большой игрой в сломанный телефон.
Так вот, изначально церковь, как и любая организация, имеющая силу влияния, боролась за место под солнцем с теми, кто отрицал ее могущество или же агрессивно проповедовал свои верования, - с еретиками. Параллельно с этим в глазах церкви постепенно языческие божества и духи приобретали облики демонов. Старые боги для христиан теперь являлись нечистой силой, бесами, то есть богами прошлого, отсталого; богами мнимыми и ложными. Однако церкви нечего было предъявить колдовству, пока в 12-13 веках на христианском Западе не появились две крупные еретические секты, во многом предопределив отношение церкви к ведовству и старой вере. Если обобщить, то почвой для рождения охоты на ведьм стала крупная религиозная стычка.
Надо сказать, что в первое время сохранялся здравый смысл в отношении представителей колдовства. Христиане проводили суды и следствия; колдунов стремились наказывать за нанесенный вред, как и любого другого человека, который бы совершил преступление. Многие вынесенные приговоры были более-менее оправданы логикой суждений и доказаны. Однако папа римский Иоанн XXII, живший в середине 14 века, решил внести свои коррективы. По его указу инквизиция, созданная для борьбы с еретиками, теперь должна была заниматься делами ведовства. Церковь наказывала за отступление от веры и идолопоклонничество – теперь достаточно было просто быть колдуном, чтобы стать преступником. Начало массовой истерии положено.
Ведовство и паника
Пик охоты на ведьм приходился на 16 и 17 века. На смену умирающему старому обществу приходило новое, Европа находилась в жутком хаосе, полная войн и революционных изменений. Дьявол, ранее бывший чем-то далеким, властвовал в мире. На его плечи и на плечи его последователей была взвалена ответственность за все несчастия, случающиеся в то время. Многие авторы были охвачены страстью что ли и потому необычайно плодотворны в написании трактатов о видах и подвидах тысяч демонов – демонология процветала, дьявольщина праздновала.
Чем дальше заходило дело, тем становилось хуже. Людская подозрительность подкреплялась страхом быть оскверненным или убитым ведьмой, ведь на каждом шагу, в каждом месте его поджидал дьявол. Написанная инквизиторами Я. Шпренгером и Г. Крамером книга «Молот ведьмы» (рекомендую для прочтения, очень интересное предисловие) была буквально инструкцией, как различить и обезвредить ведьму и как обезопасить себя самого. Там же доказывалась реальная опасность колдовства, я бы сказала, с ярой фанатичностью. Колдовство отныне стало прямым подтверждением связи с дьяволом и страшнейшим преступлением.
Причины, по которым бы нас, девочки, на костре сожгли
Идея охоты на ведьм приобрела массовый характер. Она эпидемией расползлась в таких странах как Германия, Франция, Шотландия и Швейцария и носила радикальный характер. Чаще всего от огня святой инквизиции (кстати, вопреки мифу, в основном приговор выносился светским судом, а не инквизицией) погибали женщины. В дальнейшем могли быть обвинены и мужчины, и дети, и даже священники. Самым легким способом расправиться с врагом или, например, развестись было обвинить неугодного или неугодную в ведовстве. Достаточно лишь упомянуть об участии в шабаше или о контакте с дьяволом – любого намека достаточно для вынесения страшного приговора. Часто подозреваемую в колдовстве женщину запытывали до такой степени, что она «признавалась» в совершенном преступлении или «выдавала» соучастников – такая вот подлинная правда.
Существовало множество способов отличить ведьму. Сначала это были такие особенности как превращение молока в кровь или неспособность утонуть, однако люди в желании выявить дьявольскую последовательницу зашли дальше и «научились» определять ведьму по внешним и повседневным признакам. Вот некоторые из них:
- первой под подозрение попадала старуха, либо женщина с некрасивой внешностью или необычной чертой вроде родимого пятна, гетерохромии, странного нароста или следа на теле. В средневековом сознании уродство крепко-накрепко было связано с нечистой силой;
- травницы и знахарки тоже были не в чести. В те времена травам приписывались магические свойства, поэтому логично, что любая мало-мальски разбирающаяся в растениях и использующая их женщина могла быть обвиненной в колдовстве;
- повитуха – тогдашняя акушерка – занималась слишком кропотливой работой. Иногда ребенок рождался мертвым, иногда повитуха давала советы, выглядящие в глазах средневековых обывателей необычными и подозрительными. В те времена с рождением ребенка было связано множество обрядов и заговоров, что расценивалось в последствие как колдовство. Кроме того, некоторые повитухи тайно делали аборты – люди считали, что на самом деле ведьма забирает ребенка и приносит в жертву сатане;
- любая представительница древнейшей профессии, да женщина, имевшая хотя бы единожды связь до священного церковного брака, нарекалась ведьмой;
- в зоне риска была даже конфликтующая с обществом женщина или женщина, неудобная для кого-то;
- как ни странно, но густые длинные волосы тоже считались признаком сговора с дьяволом. Если волосы рыжие или абсолютно черные, то вероятнее всего их обладательница подвергалась гонениям;
- существовало поверье, что женщина весом выше 50 килограмм не могла быть ведьмой из-за нспособности метлы поднимать вес больше.
Такие рассуждения в наше время вызвали бы смех, однако надо понимать, что в средневековое время из-за такого рода причин люди приговаривались к смертной казни. Число жертв исчислялось десятками, а то и сотнями тысяч. Поэтому термин «охота на ведьм» сохранился до нашего времени как монумент несправедливой жестокости и грубого заблуждения и как ярко окрашенный словесный оборот, обозначающий фанатичное, часто бездоказательное и доведенное до абсурда гонение инакомыслящих и неугодных.
Спасибо. Интересно.
Приятно делать хорошие вещи)