Музыкант и авторские права
Тематика реализации авторских прав в современном российском законодательстве — это объективно сложный вопрос, требующий детального ситуационного рассмотрения. В данной статье в доступной форме будет представлена актуальная информация касательно соблюдения и реализации авторских прав.
На сегодняшний день основным музыкальным контентом являются произведения с наложенным на музыку текстом. Иначе — песни. Исходя из ст. 1259 ГК РФ песни относятся к объектам авторского права.
Соавторство
В момент, когда Вами была написана песня, Вы вступаете в свои авторские права незамедлительно после её создания. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ подобные авторские права не нуждаются в регистрации (юридическом оформлении). В случае, когда одним лицом были написаны слова, а другим музыка к песни, они выступают соавторами произведения.
В соответствии со ст. 1258 ГКРФ произведениями, написанными в соавторстве авторы также пользуются на совместных паритетных началах. Следовательно, они должны согласовано решать возникшие по отношению к произведению (его исполнению и прокату) вопросы.
При этом соавторы могут заключить между собой соответствующее соглашение, прописывая в нём конкретный порядок администрирования совместно нажитым интеллектуальным имуществом (песней).
К примеру, зачастую соавторы договариваются, что правообладателями произведения выступают оба из них, однако обязанности по текущему администрированию интеллектуального имущества возлагаются на кого-то одного, с небольшим бонусом к получаемому авторскому проценту (к примеру, 55 на 45%). Подобный подход значительно упрощает порядок юридического оформления и регламентацию правоотношений по использованию отдельных песен или песенных альбомов.
Классификация возникающих у автора прав
После создания произведения, как уже говорилось выше, у автора появляются права на интеллектуальную собственность. Права автора подразделяются на личные (неимущественные) и имущественные. Первые относятся к неотчуждаемым правам. Они принадлежат лишь лицу, создавшему произведение. Отказ от подобных прав законодательно не предусмотрен. Однако на исключительные имущественные права у автора имеется возможность последующей передачи по договорённости (продажа, дарение) или в результате наследования другому лицу.
Нужно ли регистрировать песни?
Хотя регистрировать авторские права после создания музыки не требуется, однако на практике зачастую авторам необходимо доказать своё авторство конкретного произведения. Для этого предусмотрены различные юридические механизмы, но самым удобным и распространённым из них является депонирование.
По сути депонирование весьма схоже с обычной регистрацией. При депонировании автор передаёт на хранение юр. лицу (к примеру, нотариусу) экземпляр своего произведения с получением на руки подтверждающего документа (свидетельства или сертификата). В нём прописывается дата принятия на хранение, что впоследствии и является доказательством правообладания.
При возникновении споров по авторским правам, подобный регистрирующий документ, выданный по запросу суда или правоохранительных органов как вещдок, является весомым (за редкими случаями физической подделки бланка — фактически неопровержимым) доказательством правообладания.
Депонированием в РФ занимаются специализированные реестры с частно-государственным участием. Как правило, нотариусы выступают представителями данных реестров. Процедуру депонирования можно выполнить как при личном присутствии, так и дистанционно: в онлайн-режиме.
Как понять конкретику предлагаемого Вам договора?
После создания и утверждения авторских прав над произведением необходимо задуматься о его дальнейшей реализации. Распорядиться правом на музыку можно предоставив кому-либо права на произведение на постоянной (отчуждение) или временной основе (лицензия).
Второй вариант является наиболее удобным и распространённым. Принцип отчуждения прав на интеллектуальное имущество идентичен продажи, а лицензия — аренде.
При отчуждении интеллектуальных прав автор передаёт приобретателю все права в полном объёме. За ним остаётся только формальное право обозначать себя как создателя контента (музыки, слов и т.д.). Весь доход от последующего проката произведения теперь будет принадлежать приобретателю.
В случае лицензии автор остаётся правообладателем, а лицензиат может использовать интеллектуальное имущество только по прописанным принципам в течение указанного в договоре срока.
Поэтому для обычных несведущих в юридических тонкостях творческих людей крайне важно точно понять формат предлагаемого им для подписи договора. Нередки случаи откровенного мошенничества различных лейблов, маскирующих договоры отчуждения под лицензионные.
Как убедится в порядочности лейбла?
Разумеется, сегодня нельзя до конца доверять даже наиболее крупным отечественным и иностранным лейблам. Конечно, крупные лейблы вследствие репутационных потерь гораздо реже откровенно обманывают исполнителей. Ну если к примеру, клиент «автор одного хита», то и здесь есть вероятность обмана. У начинающих и мелких лейблов процент мошенничества гораздо выше, так как:
Они меньше обеспокоены репутационными потерями;
Вынуждены выдерживать неравную конкуренцию с более крупными соперниками, уже захватившими и удерживающими большую долю рынка.
В сегодняшнем шоу-бизнесе роль лейбла в основном состоит в организации концертов (гастролей) и дистрибьюции музыки. Поэтому в первую очередь в момент ознакомления с договором необходимо обратить внимание на:
Предмет договора — перечень произведений;
Формат и способы по их использованию. Сюда внесены объекты смежных прав — фонограммы и исполнения.
В большинстве случаев договоры на использование музыки заключаются в форме исключительной лицензии. Это подразумевает невозможность до истечения времени текущего договора привлечения к дистрибуции музыки другого лейбла (юр. или физ. лица).
Также при подписании договора следует убедиться в адекватности прописанных в нём сроков. Обычно не рекомендуется подписывать договора длительностью более 1 года. Это объясняется последующей возможной неудовлетворённостью автора от качества распространения вверенной ему лейблу музыки и необходимостью подбора другой дистрибьюторской компании.
В случае заключения долгосрочных договоров сделать это возможно только в судебном порядке, если же возможность расторжения прямо не прописана в условиях (а как правило, из соображений финансового риска лейблы на это не идут).
Однако судебное разбирательство может занять долгое время, в течение которого автор будет терять потенциальную прибыль от дистрибьюции.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств по договорам интеллектуальной собственности недопустим.
Также при сотрудничестве с лейблом автору следует обратить пристальное внимание на получаемые отчёты. В соответствии с ними можно рассчитать размер причитающегося вознаграждения. Данную возможность обязательно необходимо включить в условия заключаемого договора.
Ещё автору рекомендуется включить в договор условие предусматривающее возможность одностороннего расторжения договора в случае, если лейбл нарушил правила составления отчёта (просрочил сроки или предоставил отчёт в ненадлежащей форме, передал умышленно недостоверное содержание и тд.).
При этом актуализируется вопрос возможности проверки автором достоверности содержания представляемых ему отчётов. Здесь эксперты рекомендуют опираться на специальные счётчики-скачивания крупнейших площадок по реализации музыки, а также информацию из касс о количестве проданных билетов на концерты, где задействуется обозначенная в договоре музыка.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты