Закон о Просвещении: какие нас ждут изменения
Подготовленные поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прошли три чтения в Госдуме. Новые изменения назвали «Законом о просветительской деятельности». По объему проект занимает не более двух страниц, но имеет весьма емкое и серьезное содержание. Закон внесет существенные изменения в систему образования. Отдельные преобразования коснутся цензуры, из-за чего проект подвергся резкой критике. Однако давайте постараемся разобраться в правках объективно
Формулировка просветительской деятельности
Если закон будет подписан Президентом РФ, то он вступит в законную силу уже 1 июня этого года. В первую очередь, он внедряет разъяснение такого понятия, как «просветительская деятельность». Особенных уточнений и каких-либо четких формулировок определение не дает. По новому закону, это деятельность, нацеленная на передачу знаний, навыков, ценностей и опыта для удовлетворения интеллектуальных человеческих потребностей, а также для физического и нравственного развития индивидов. Отдельно стоит отметить и другую формулировку, присутствующую в определении. В законе прописано, что в просветительской деятельности не допускаются деятельность, которая противоречит действующей российской конституции. Данную мысль можно трактовать достаточно по-разному, если учитывать прошлогодние поправки в Конституцию РФ. Если сокращать определение, это просветительская деятельность заключается в любых активных действиях, которые направлены на передачу знаний. В законопроекте утверждается, что ей вправе заниматься не только юридические лица, включая ИП, но и обычные граждане. Из этого следует, что любое лицо, желающее вести просветительскую деятельность в какой-либо форме, должно следовать новому закону.
Что это меняет?
Дело в том, что согласно новому закону, заниматься просвещением в каких-либо образовательных организациях можно будет при том условии, что просветительская программа полностью согласована с соответствующими федеральными властями. Считается, что это будет орган Рособразования. Таким образом, чтобы вести просветительскую деятельность, нужно будет получить одобрение от вышестоящих органов, а уже потом заключить договор с образовательным учреждением. В такой ситуации решать все вопросы касательно правомерности содержания той или иной программы будут чиновники. Без этого одобрения вести соответствующую деятельность будет запрещено.
Суть критики и на кого повлияет новый закон
По мнению многих экспертов в сфере образования, сам смысл просветительской деятельности не вписывается в рамки закона, принятого уже в третьем чтении Государственной думы, так как просвещение предполагает рассуждение на сложные и порой противоречивые темы. Именно поэтому у многих просветителей возникают вопросы о том, как все будет регламентироваться. Ведь под закон попадает даже чтение лекций в самых разных учреждениях. Законопроект закрепляет понятие просветительской деятельности на законодательном уровне, тем самым вводя определенную регламентацию образовательных программ. Именно тут возникают противоречия, подвергающиеся критики со стороны просветительского сообщества. Однако на деле же все обстоит так, что регламентироваться будут лишь программы, которые ориентированы на получение образования в соответствующих учреждениях. Если говорить конкретнее, законопроект скажется на тех, кто пожелает вести факультативные занятия в школах, прочитать у образовательной организации авторскую лекцию, предоставить на основе зарегистрированного учреждения онлайн-курс и т. д. Вполне возможно, что согласовывать придется и учебники, которые не рекомендованы госорганами к обязательному изучению в школах и университетах. При этом важно понимать, что закон вводит и признаки, которым должна соответствовать просветительская деятельность. Под данную категорию будут попадать образовательные программы, имеющие такие характеристики, как объем, содержание и результаты. Таким образом, просветительской деятельность будет считаться определенная организационно-педагогическая деятельность, соответствующая таким критериям, как наличие учебного плана, календарного графика, рабочих программ предметов, курсов и модулей, а также оценочных и методических материалов. Четких указаний на то, что любая преподавательская деятельность должна будет согласовываться с федеральными органами, нет. Таким образом, на любой независимой площадке просветители могут чувствовать себя спокойно и независимо. Однако стоит понимать, что публичная просветительская деятельность и ранее регламентировалась административным и уголовным законодательством. К примеру, за разжигание национальной ненависти или за распространение экстремистских материалов в России предусматривается ответственность. Также стоит упомянуть и другое указание, имеющиеся в законопроекте. Согласно закону, государство обязуется установить конкретный порядок и условия ведения просветительской деятельности. Так, можно предположить, что Минпросвещения будет регламентировать цензурирование учебных материалов, в том числе и лекции университетских преподавателей. Кроме того, подробные условия ведения просветительской деятельности будут указываться в договоре с образовательным учреждением.
Недоработки в законе
Некоторые моменты остались без четкой ясности. К примеру, пока что непонятно, как будут наказывать людей, занимающихся просветительской деятельности, если они не будут согласовывать материалы лекций, учебников, пособий и т. д. В современном законодательстве норм, которые бы подходили к данному закону, нет. Новый законопроект о просветительской деятельности будет направлен на запрет на разжигание какой-либо розни в образовательных материалах. Однако ответственность, как было сказано выше, за подобные проступки уже предусмотрена как уголовным, так и административным правом. Данный момент вызывает еще большую неясность, так как непонятно, будут ли введены новые нормы. Несмотря на то, что закон направлен, прежде всего, на просвещение в рамках соответствующих учреждений, просвещением могут заниматься и физические лица, как и указано в законопроекте. Если с образовательными программами все понятно, то с отдельными гражданами, которые, к примеру, ведут свой блог, все не так просто. В данной ситуации неясно, кто может считаться просветителем. Законодатели не предоставили существенных отличий и характеристик отдельных лиц, деятельность которых может быть затронута новым законом. Ситуация усложняется и тем, что из-за весьма широких формулировок смываются границы между просвещением и выражением собственной точки зрения. Именно поэтому многие выступают с критикой закона, считая, что законодатели могут использовать его для того, чтобы ограничивать деятельность отдельных ресурсов и блогеров, ссылаясь на то, что они публикуют, к примеру, недостоверные сведения о каких-либо исторических моментах. Эксперты считают, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Формулировки, по мнению, специалистов, должны обговариваться с экспертами. Они должны быть точными и корректными, чтобы закон не использовался в целях, непредусмотренных его сутью.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты