Доска почёта: как юрфирмы используют рейтинги

3 дочитывания
1 комментарий

Старт национального рейтинга Право.ru-300 был объявлен 15 мая 2017 года. Но еще до этой даты на участие в нем было подано более 100 заявок. К финальной дате подачи анкет число участников выросло более чем втрое. С 2015 по 2016 год общее количество юрфирм в рейтинге увеличилось на 10%, и в этом году рост сохранился: количество новых участников составило 89 компаний. Прирост происходит в том числе за счёт крупных международных фирм - если в 2016 году в рейтинге было 10 иностранных компаний, то в 2017 году их число удвоилось и составляет 15% от общего количества фирм, попавших в рейтинг. Среди новых имен - Ernst & Young и Debevoise & Plimpton LLP, занимающие лидирующие позиции во многих отраслях права.

Рейтинги: зарубежные или национальные?

В целом российские рейтинги за рубежом известны не слишком хорошо. В топе - флагманы рейтингования с многолетним опытом, такие, как Chambers или Legal 500. Российские команды в последние годы всё чаще оказываются в топе лидеров мирового юридического рынка.

"Международные рейтинги имеют более широкую аудиторию и в большей степени необходимы фирмам, ориентированным на иностранных клиентов. Вместе с тем, одних международных рейтингов для нормального функционирования национального рынка явно недостаточно", - замечает Андрей Зеленин, управляющий партнер Lidings.

Недостаточность эта обусловлена целым рядом причин. Популярные зарубежные рейтинги критикуют за инертность: новым командам продвинуться на уровень выше сложно, а те, кто уже закрепился на высоких позициях, продолжает их занимать, несмотря на недостаток интересных проектов или сокращение команды.

Одна из особенностей зарубежных рейтингов, которая может для кого-то казаться достоинством, а для кого-то недостатком,-это чувство некоего "фаворитизма" местных юридических фирм - отечественных фирм страны, в которой проходит исследование. Речь не идет о протекционистских тенденциях по отношению к национальному юрбизнесу, считает Вадим Гассий, ведущий специалист по развитию бизнеса EY. "Крупные международные игроки по мнению некоего абстрактного рейтингового агентства могут и не нуждаться в дополнительной "национальной" рекламе, что имеет шанс сделать рейтинги гораздо менее информативными и объективными. Хотя, в то же время, клиенты, ориентированные не на поиск "брендового" консультанта, а на выбор партнерской компании по заранее определенному набору критериев, заинтересованы именно в таких рейтинговых показателях", - замечает Гассий.

"Международные рейтинги достаточно консервативны. Level up на один бенд может быть большим завоеванием. Российские рейтинги гибче, быстрее реагируют на изменения в раскладе конкурентной карты, быстрее замечают новые яркие команды",

-Сергей Савельев, партнёр Saveliev, Batanov & Partners.

При этом юристы могут столкнуться и с необъективностью в оценке отдельных направлений правового консалтинга. Пример - корпоративное право и M&A, считает Гассий: "Здесь мы отмечаем появление на высоких рейтинговых позициях компаний, не имеющих достаточных успехов в этих вопросах, однако проявляющих большую активность в публичной сфере". Однако говорить о предвзятости не стоит, уверен эксперт: "Возможно здесь мы имеем дело с определенным стилем работы, свойственным в немалой степени зарубежным составителям рейтингов, когда одним из критериев оценки уровня компании может выступать ее публичная активность, а также с желанием аналитика рынка юридических услуг не упустить из поля зрения вновь зажигающиеся «звезды» на небосклоне этого рынка."

Последнее, однако, лучше удается рейтингам национальным, которые быстрее реагируют на изменения и гибче подходят к возможности совершенствования методики оценок. "Российские рейтинги, по идее - более близкие и понятные локальному рынку, с более широким кругом национальных участников. Нацелены в первую очередь на российский рынок, русскоговорящих клиентов и местные СМИ, " - соглашается Андрей Зеленин.

Для оказания услуг в России используются как международные рейтинги, так и их национальные аналоги аналоги: зарубежные компании в любом случае больше доверяют международным рейтингам, и при поиске консультанта в России по иностранному праву или в иностранной юрисдикции выбор, вероятно, будет в их пользу. Российские же рейтинги полезнее для местных игроков.

Зачем юрфирмам награды

Участие в рейтингах для юрфирм - много больше, чем ярмарка тщеславия. Одна из задач - маркетинг. Лидер юридической отрасли, как правило, не может себе позволить игнорировать крупные рейтинги - это препятствует расширению клиентской базы. Если продвинутые клиенты знают своего консультанта без всяких справочников, то для не слишком искушенных инхаусов база экспертов, распределенных по уровням - реальное подспорье в поисках квалифицированных юристов, компетенции которых подтверждены на экспертном уровне.

Случается, что ищут с помощью рейтингов и партнеров: этот вариант более характерен для случаев, когда речь идет о нетипичном для фирмы регионе, или и зарубежной компании, которой нужны консультанты в России."Ряд зарубежных юрфирм ищут себе юрпартнера в России - национальную звезду. И тут рейтинг может стать подспорьем. К примеру, Wachtell Lipton имеет только один офис в Нью-Йорке, но работает по всему миру, привлекая в качестве партнёра местных профессионалов. Даже международные фирмы, имеющие сеть офисов по всему миру, могут "проваливаться" в той или иной практике в конкретной юрисдикции, и тогда рейтинг может помочь," - говорит Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners. Рейтинги помогают и юрфирмам из регионов найти достойных партнеров на федеральном уровне.

"Участие отечественных юридических компаний в зарубежных рейтингах - это возможность заручиться репутацией надежного партнера в тех сегментах юридического рынка, где потенциальные клиенты может быть не слишком знакомы со сферой юридических услуг, и в выборе консультантов ориентируются на весь комплекс «регалий» организации. Что же до перечня критериев, используемых отечественными и зарубежными рейтинговыми агентствами, то здесь, как правило, сложно найти большие различия как по объективности таких критериев, так и по репрезентативности обобщаемой на их основе информации",

-Вадим Гассий, ведущий специалист по развитию бизнеса EY.

"Обязательная программа" участия в ключевых международных и национальных рейтингах нужна и тем, кто рассчитывает поучаствовать в тендерах: крупные заказчики часто указывают присутствие в "топе" рейтингов в качестве обязательного условия для участия в конкурсе. "Участие в рейтингах стало неотъемлемой частью развития юридического бизнеса в тех сегментах рынка, где этот бизнес предполагает установление деловых контактов с клиентом на альтернативной "конкурсной" основе. И наша компания в этом смысле не является исключением, поскольку мы видим перспективу развития своей практики в том числе и в этих сегментах," - делится опытом Вадим Гассий.

Во внутреннем негласном "конкурсе" в компаниях высокие позиции в рейтинге тоже помогут: это позволит объяснить выбор в пользу определенного консультанта. "Генеральный директор, нанимающий отрейтингованную компанию, даже снимает с себя некую ответственность перед акционерами, обосновывая свой выбор юрконсультанта," - подтверждает Сергей Савельев.

Однако иногда рейтинги используются и для других целей - например, при доказывания разумности расходов на представителя в суде. Или, что менее очевидно, для того, чтобы поддержать лояльность клиентов, действующих сотрудников, или привлечь сильных юристов в команду, представив компанию как престижного работодателя.

"Рейтинги помогают понять и место на рынке - своё и конкурентов, заставляют работать лучше и выстраивать рыночную стратегию," - добавляет Сергей Савельев. К рейтингам юридических компаний стоит прежде всего относиться как к одному из источников информации, отражающему фактическое состояние дел на рынке юридических услуг, подтверждает и Вадим Гассий: "И показательно тут не только место, занимаемое той или иной компанией в перечне ей подобных организаций, но и сам факт того, что эта компания проявила интерес к подобному способу заявить о своей деятельности."

Проголосовали: 1

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Обзор: Налоговые ответы Президента, обложение презервативов, налоги в деле Долиной-Лурье

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Ну что, все смотрели подведение итогов с Путин? Рассмотрим, что там по налогам. Сначала был вопрос от РБК, что ожидается от налоговых изменений,...

«Яма» Александра Куприна: разоблачение ханжества общества и роли православия в уничтожении языка любви

"Героини Ямы, представительницы древнейшей профессии", иллюстрация создана сетью Грок Роман Александра Куприна «Яма» (1909–1915) – одна из самых честных и болезненных книг русской литературы.

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы и намеренно препятствовал движению кареты скорой помощи. Мужчина не знал, что за скорой ехали сотрудники ГАИ. Теперь нарушителю грозит лишение прав.
01:11
Поделитесь этим видео

Сюрпризы для клиентов. Российские банки начали требовать подтверждение родства при переводе денег

Российские банки начали запрашивать родственную связь при переводе денег. Вот такая "интересная" новость сегодня пришла от лент информагенств. Всё это снова связывают с ярыми попытками бороться с мошенниками.

Весенний вайб в холодный зимний вечер...

Здравствуйте, дорогие друзья, подписчики и гости сайта "Юридическая социальная сеть 9111"! Желаю Вам удачи и хорошего предновогоднего настроения!
02:47
Поделитесь этим видео

Государственный секретарь США Марко Рубио убежден, что без прямого вовлечения США мирный процесс невозможен

Рубио готов бороться за мирные перговоры .Вашингтону небезразлична судьба обеих стран При этом понятно , что ни ООН, ни европейские страны не способны вести эффективный диалог одновременно с Москвой и Киевом.

Почему институт семьи разрушается

Сижу на кухне, напротив меня моя подруга Анна, у которой только что прошло третье заседание в суде по разводу. Она не плачет, просто крутит в руках чашку и говорит: «Ну вот, десять лет прожили,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы