Взрослые игры в казаки-разбойники.
В политической системе современной России казачество – один из самых долгоиграющих проектов, несмотря на его полную дисфункциональность и неэффективность.
Традиции российского казачества начали возрождаться на волне ренессанса к православной культуре еще на рубеже 1980-1990-х гг. Тогда, в период перестроечной либерализации, стало модным вспоминать о своем дворянском происхождении и сокрушаться о «России, которую мы потеряли».
В это же время из подполья стали выходить потомки казаков, крутить чубы, надевать штаны с лампасами и точить шашки. Наличие реальных казацких кровей и аутентичность генеалогического древа в этом маскарадному сумбуре мало кого интересовала. Новоявленные казачьи генералы и атаманы принялись строить отважные полки, готовые ринуться в бой «за веру, царя и Отечество».
Правящей тогда прозападной либеральной элите – это возрождение казачества не было нужно. На лихих казаков с шашками они посматривали одновременно с опаской и усмешкой. Особой помощи не оказывали, но и пресекать их деятельности не спешили, полагая, что «само рассосется».
С 2000х ситуация изменилась. Чиновники обратили внимание на профессиональных патриотов, готовых на словах доказывать свою преданность власти при любом удобном случае.
Как следствие, возрождающееся казачество решили институционализировать и встроить в Систему. Появилось понятие госслужбы российского казачества, была утверждена стратегия их развития. Предполагалось, что казаки в случае возникновения внутриполитической угрозы Системе встанут на ее защиту, как это было в царской России. Тогда казаки нередко и эффективно «структурировали» деятельность тех, кто демонстрировал недовольство политикой императора. Примечательно, что Концепцию развития казачества утверждал Дмитрий Медведев, а самим казачеством занимался с 2009 года Александр Беглов.
Цифры отчетов были значимые - в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых „нереестровых“ общественных казачьих организаций — более 600 … в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.
Однако довольно скоро выяснилась полная неспособность казачества к эффективной работе. Переломным стал 2011 г., когда Система в период трансфера власти оказалась в состоянии серьезной турбулентности.
Страну охватили либеральные волнения, а патриотически настроенные силы в лице казачества ничего не смогли им противопоставить. Ставка на казаков как полувоенизированную прослойку между властью и обществом не сыграла.
Масштабные инвестиции в экипировку, обучение не дали результата, а само казачество проявило себя как аморфная масса, растерявшаяся при первой нештатной ситуации. Тем более, «франшиза на силу» воспринималась и государством, и обществом настороженно и, чаще всего, не встречало позитивных откликов.
Система самостоятельно справилась с волной протестов, но ее отношения с казачества уже не восстановились. Казачество институционально не нашло себя в Системе.
Спустя несколько лет их место заняла Росгвардия, а сами казаки, увешанные придуманными наградами, окончательно превратились в декоративную структуру, представителями которой разбавляют стройные ряды профессиональных военных.
Безусловно, Система и дальше будет вкладывать средства в поддержание видимости и сохранения традиций российского казачества. Однако теперь – это уже не функциональные действия и поиск опоры, а инерционная попытка сохранения лояльного электората, готового безоговорочно поддержать любые инициативы сверху. В каком-то смысле, поддержка казачества – это и культурологический проект сохранения традиций ушедшего времени.
"попытка сохранения лояльного электората, готового безоговорочно поддержать любые инициативы сверху"
Несомненно, это так. Слово «казак» — тюркского происхождения и означает вольного кочевника, свободного человека, оно изначально применялось к человеку, в одиночку или с семьёй отделившемуся от своего государства, рода и вынужденного самостоятельно искать средств содержания в степи, вести жизнь искателя приключений (ист. - вика). Но современные казачки отлично знают, где хлеб намазан маслом, ведь они последние 75 лет не воюют, не защищают рубежи страны, а смачно лижут руку, кормящую их, как те, кто 6 лет назад поставил памятник нашему вождю и учителю в облике римского императора...