30+ малоизвестных фактов о фильмах, которые скрашивали наше детство (часть 1)
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/30-maloizvestnyh-faktov-o-filmah-bez-kotoryh-nevozmozhno-predstavit-nashe-detstvo-2510736/Подробнее ➤
К сожалению, в наши дни снимается не так много качественных фильмов для детей и подростков. Однако мы можем пересматривать старые фильмы, которые не теряют актуальности и до сих пор вызывают положительные эмоции. Мы в AdMe.ru решили выяснить, что творилось за кадром наших любимых фильмов из детства.
1. Мэри Поппинс, до свидания

На самом деле режиссер фильма Леонид Квинихидзе задумывал снимать совсем не детский фильм, а музыкальную сказку для взрослых. И для него стало неожиданностью, что фильм весьма понравился детям.
На роль Мэри Поппинс пробовалось много актрис. Одной из главных претенденток была Анастасия Вертинская. Однако актриса по-другому представляла себе этот образ, и ей не понравилась музыка, написанная композитором Максимом Дунаевским, в итоге она отказалась от роли. При этом до съемок оставалось уже совсем немного времени.
Тогда Дунаевский пригласил режиссера к себе в гости, где его встретила жена Максима — Наталья Андрейченко. Композитор сел за фортепьяно, наиграл какую-то мелодию, Наталья подпела, и Дунаевский между прочим сказал, что, кажется, они нашли Мэри Поппинс. Режиссер понял, что эта сцена была подстроена, чтобы убедить его в том, что Андрейченко может стать главной героиней.
Правда, Квинихидзе возражал, поскольку актриса не подходила по типажу: ему нужна была изящная английская леди, а Наталья в то время была «дамой с пышными формами». Режиссер сказал ей: «Наташа, ты сыграла в „Сибириаде“, для меня ты такая русская красавица, плотная женщина». Она спросила: «А что тебе нужно?» — «Мне нужна леди Совершенство! Тебе прежде всего надо похудеть». Она говорит: «А сколько времени осталось?» — «Совсем ничего. Через полторы недели я уже должен начать съемки!» В итоге, чтобы из «пышечки» стать «леди Совершенство», актрисе пришлось сбросить около 15 кг за 2 недели. Как ей это удалось, до сих пор никто не знает.

Актеров на роли детей искали довольно долго. К тому же график съемок был очень плотным, примерно по 12 часов в день. В итоге роль Джейн Бэнкс сыграла племянница Майи Плисецкой Анна Плисецкая — девочку на площадку привел ее дядя Азарий Плисецкий, который ставил для фильма танцы.
На роль Майкла Бэнкса утвердили юного актера Филиппа Рукавишникова. Кстати, Анна Плисецкая во многом этому поспособствовала. Когда девочку привели на пробы и режиссер спросил, с кем она хочет играть, она указала на Филиппа. К слову сказать, в дальнейшем никто из них не связал жизнь с кино: Анна стала балериной, а Филипп — скульптором.

Идея взять на роль няни мисс Эндрю мужчину пришла режиссеру. В своем интервью он вспоминает: «В сценарии мисс Эндрю была описана отвратительной особой, чудовищем, и я ради смеха предложил эту роль Олегу Павловичу Табакову. Он облачился в женскую одежду, приделал накладной бюст, накрасил ногти и пожаловал на съемки еще и с накладной железной фиксой на зубе». Правда, режиссер попросил фиксу все-таки убрать, поскольку она ну никак не вписывалась в образ.
Александр Абдулов очень хотел сыграть роль героя по прозвищу Мистер Эй, но в итоге на нее утвердили эстонского актера Лембита Ульфсака. Он был больше похож на чудаковатого английского джентльмена и, кстати, отдаленно напоминал Джона Леннона. Из-за сильного акцента его озвучил актер и музыкант Павел Смеян.
По сценарию мисс Эндрю должна была приехать к Бэнксам на классическом английском такси марки «Астон Мартин». Конечно, в 80-е годы прошлого века такой машины в столице не нашлось. В итоге сумели отыскать только немецкий «мерседес», но и он был настоящей диковинкой. «Это был один из первых „мерседесов“ в Москве, привезенных из Европы. Когда мы на нем ехали по Тверской, милиционер отдавал дяде честь», — вспоминала Анна Плисецкая.
2. Приключения Буратино

Режиссер хотел найти на главную роль мальчика с таким же озорным характером, как у самого Буратино. Однажды в подземном переходе он увидел такую сцену: бежит бабушка и за руку тащит мальчика, у которого под мышкой — труба, а в другой руке — коньки. Режиссер сразу же подошел к ним предложил сняться в кино, на что бабушка устало простонала: «Милый, не до кино нам! С музыки вот надо успеть на фигурное катание!»
Изначально Дима Иосифов — так звали мальчика — и сам отказался сниматься, но в итоге его уговорили родители. Правда, мама была против того, чтобы ее сын снимался в сцене, где Буратино подвешивают за ногу, чтобы вытрясти из него монеты, и просила привлечь дублера. В итоге режиссер пошел на хитрость: он отправил маму в магазин, а сам в это время снял сцену с 2 дублей.
6-летнюю Таню Проценко, которая сыграла Мальвину, привела на съемочную площадку ассистент режиссера. Она ехала в поезде вместе с девочкой и ее мамой, и Таня, артистичная девочка, всю дорогу развлекала попутчиков стихами и песнями.
Правда, актерская работа давалась юной актрисе непросто. Особенную трудность вызывали сцены, где нужно было заплакать. В ход шли и лук, и глицерин, но ничего не помогало. Тогда режиссер Леонид Нечаев начал разговаривать с ней строгим тоном. От обиды у Тани полились слезы, и Леонид сам схватил камеру и начал снимать. Потом, конечно, он всячески успокаивал девочку и угощал конфетами.
Кстати, Таня была единственной из детей-актеров, кто говорил в кадре своим голосом. Всех остальных озвучивали профессиональные актеры и актрисы.

На роль черепахи Тортилы режиссер изначально приглашал Фаину Раневскую, но та, узнав, что фильм будет сниматься не в Москве, заявила, что по причине своего преклонного возраста согласна сниматься, только если съемки будут проходить в подъезде ее дома.
В итоге на роль мудрой Тортилы утвердили давнюю подругу Раневской — Рину Зеленую. Кстати, актриса отказалась петь второй куплет своей знаменитой песенки, так как в нем говорилось о пожилом возрасте:
«Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят.
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!»

Владимир Этуш отлично вошел в образ злобного Карабаса-Барабаса: он так старательно кричал и топал ногами, что многие дети-актеры его побаивались. А Дима Иосифов очень метко бросал в актера шишки в сцене, где борода Карабаса обматывается вокруг сосны. Потом Этуш жаловался, приговаривая: «Димка — очень злой мальчишка!»
А вот Владимира Басова, который сыграл Дуремара, юные актеры просто обожали и каждую свободную минуту старались провести с ним.
По воспоминаниям режиссера, бутафорский золотой ключик был самой ценной вещью на площадке, и все очень хотели заполучить его себе. В итоге забрал его сам режиссер: «В последний съемочный день после команды «Стоп! Снято!» я сунул его за пазуху и позже просто выкупил. У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: «Получено от Нечаева за реквизит — ключ: 30 рублей».
Продолжение следует...
Супер
