Домострой - угнетение личности или наставление по домоводству?

115 дочитываний
40 комментариев
Эта публикация уже заработала 6,63 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Почему-то со временем, особенно после периода называемого "застоем", во обществе распространилось мнение о книге под названием "Домострой", как об инструкции по наказанию детей и жен, а так же прививании чувства страпха перед главой семьи.

Давайте разберем, - так ли это?

Немного истории

Самые старые сборники наставлений и житейских законов, известные в настоящее время, это - "Измарагд" и "Златоуст". Их появление ученые относят к XIV веку. Именно эти сборники легли, спустя почти 100 лет, в основу Новогородского рукописного свода "законов житейских".

Эта рукопись, постепенно обраставла новыми дополнениями, и к XVI веку составляла лишь часть того, что передавалось от отца к сыну. Тогда протопоп Сильвестр, духовник Ивана грозного, собрал все, что смог воедино, и написал книгу под названием "Домострой", которая ныне, заслуженно, считается памятником литературы XIV века.

Содержание

Составляя своё наставление, протопоп Сильвестр разделил книгу на три части.

Первая часть содержала группу наставлений о том, как правильно молиться, как нужно вести себя при посещении церкви. Не забываем о ведущем значении православия на Руси того времени.

Во второй части содержалась информация о том, как подобает чтить царя. Ведь Русь того времени была исключительно монархической, а стало быть данный разде был достаточно важен.

Третья, самая обширная часть данной книги, являлвсь по сути домоводством. Там объяснялось, как правильно вести хозяйство и заниматься домом, как относится к домочадцам.

Три части

Первая часть домостроя носила название "Как веровати". Поскольку большинство населения Руси в XVI веке исповедовало православие, значение данного раздела сложно переоценить. Недаром, в самом начале этой части говорилось: "Каждому христианину следует знать, как по-божески жить в православной вере христианской, как, во-первых, всей душою и любым помышлением всеми чувствами искренней верою веровать в Отца и Сына и святого Духа"

В этой части объяснялось, как правильно осенять себя крестным знамением, как правильно подходить к причастию, как прикасаться ко всякой святыне. Предписывалось всей душой "...возлюбить ближнего своего", почитать и бояться Господа. В общем полный свод инструкций для православного христианина.

Вторя часть этой книги носила название "Как царя чтити". Поскольку Русь была монархическим госудрством, то в наставлении разъяснялось, что царь и великий князь - помазанник Божий. И надлежит его чтить и бояться гнева его. Учитывая тот факт, что злоумышление на действующую власть, в любом государстве является самым тяжким преступлением, данная часть была введена в книгу вполне разумно, как предостережение от необдуманных мыслей и поступков, которые могли привести к фатальным последствиям.

И наконец третья, самая обширная часть книги, "О строении домовном". Это был сборник советов и наставлений по ведению хозяйства. Сейчас такую книгу называют домоводством.

В то время, нормой считалачсь патриархальная семья с достаточно большим количеством детей. Если челове осознанно уклонялся от вступления в брак, его считали уклоняющимся от исполнения воли Господа. Семья с малым количеством детей считалась неполноценной.

В домострое прямо указывалось, что каждый член семьи должен исполнять свою роль. Мужчина - быть главой семьи и добытчиком. Женщина - хранительнице домашнего очага, воспитательницей подрастающего поколения, детям (вне зависимо от возраста) надлежало "чтить отца и матерь свою".

При такой постановке отношений в семье, количество внутрисемейных конфликтов сводилось к минимуму. Семья становилась этаким единым организмом.

Кстати, в "Домострое" описывались взаимоотношения не только между членами семь, но и отношения к слугам, коих в богатых домах могло быть достаточно много.

"Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать… А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…"

За хорошую службу, челядь предписывалось всяко поощрять. Причем не тайно. А прилюдно. Хозяйке же должно было заступаться за слуг перед мужем, а так же не вступать с ними в пустые разговоры.

В "Домострое" женщину называют "Государыня дома", это показывает с каким уважением надлежало к ней относится. Главной задачей женщины было "Богу и мужу угодить". Она должна была держать под контролем всё, что происходит в доме. Распределять обязанности и давать необходимые поручения.

В книге очень подробно рассматриваются правил поведния в самых разных ситуациях. Градировалось даже то, о чем допускалось говорить и как себя вести будучи в гостях.

"Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить."

Дедтей надлежало воспитывать в строгости, но дабы они "всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке". Причем, воспитательные функции равно возлагались на обоих родителей. Из под родительской опеки дети выходили только после вступления в брак.

Детям же предписывалось трудиться, дабы помогать родителям своим. Труд, в книге, описывается как основная добродетель. Причем, воспитыаать детей надо было "сообразно полу быть имеющему":

"По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст".

Отдельно указывалось, то детям не подобает подслушивать и больтать о случайно услышанном. Таким образом семья могла избежать ненужных сплетен.

Так же предписывалось за вины наказывать: "казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет". Поскольку в те времена телесные наказания для мальчиков считались нормой. Поскольку по мнению того времени, только так можно было закалить характер будущего воина.

Девочек же бить не дозволялось, а лишь ругать строго.

Ну, и разумеется, наставления о том как дом вести, - заготавливать запасы, где что хранить, т.п.

Заключение

У ряда исследователей присутстует точка зрения, что "Домострой" не просто объясняет принципы построения дома, а пропагандирует высшие ценности. И она не далека от истины.

Благодаря "Домострою", мы можем гораздо лучше понять уклад жизни того времени.

40 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 40
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Хорошая книга и публикация ! Спасибо !

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Достаточно мудрая и своевременная, для своего времени книга. Да и сейчас, многим не вредно бы ее почитать.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

никакие истинные ценности эта книжонка не пропагандирует. Одно лишь насилие прославляет и ложь в ней. Люди, фанатеющие по ней, не заслуживают ни прав, ни свобод.

DELETE

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 12:29
Одно лишь насилие прославляет и ложь в ней.

Т.е. уважение, послушание, и почитание родителей - насилие и ложь?

DELETE

по умолчанию - да. Да и без умолчания тоже в большей части случаев.

DELETE

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 12:31
по умолчанию - да. Да и без умолчания тоже в большей части случаев.

Я так понимаю, у вас детей нет.)))

DELETE

есть.

раскрыть ветку (0)
DELETE

В таком случае - вы их воспитывали в духе неприятия общественных устоев? Не требовали, чтобы они прислушивались к вашим словам, помогали вам, вели себя соответствующим образом?

раскрыть ветку (0)
DELETE

я никогда ничего не требовала и не требую. Все, что имею - любовь и уважения - это отдача. В ответ на мое уважение и любовь. По умолчанию меня никто не обязан принимать, любить и почитать. И да, мое воспитание - это наказ думать своей головой и никого не слушать, иметь на все свое мнение и никому не верить на слово.

раскрыть ветку (0)
DELETE

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 13:02
я никогда ничего не требовала и не требую.

Т.е., если ваш ребенок, намеренно разбил дома посуду, закатил истерику, на улице кому-то бранное слово сказал, вы не будете его одёргивать?

раскрыть ветку (0)
DELETE

он так не делал и не сделает. Не надо больше предлагать мифические ситуации. Потому что есть такая вещь как мое воспитание. Но отвечу: не буду одергивать. Я просто поговорю, как всегда делаю, пытаясь выяснить причину такого поведения.

раскрыть ветку (0)
DELETE

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 13:21
Я просто поговорю, как всегда делаю, пытаясь выяснить причину такого поведения.

Т.е., воспитывать его вы все же будете, тем или иным способом!

раскрыть ветку (0)
DELETE

Мне это напоминает историю, произошедшую в московском метро: сидит мамаша с ребенком,возле них стоит девушка вся из себя, в длинной белой шубе, рядом с ней стоит панк неопрятного вида, жуёт жвачку, слушает плеер. Ребенок изо всех сих старается испачкать подошвой своих ботиночек шубу этой девушки, она старается отодвинуться, но из-за давки не может. Тогда она вежливо говорит мамаше, чтобы она приструнила своего малыша, т.к. шуба пачкается. Мамаша раскрывает рот и начинает вопить о том, что до 5 лет не воспитывают, нужно беречь нервы ребенка и чтобы эта девушка заткнулась сама. В это время вся публика в вагоне внимательно наблюдает за происходящим.

Тогда стоящий рядом с девушкой панкообразного вида парень снимает с ушей плеер, вынимает изо рта жвачку и аккуратно впечатывает её на лоб орущей мамаши. В вагоне -гробовая тишина. И наглый, очень нелюбезный голос парня:

- Меня вот тоже до 5-ти лет не воспитывали.

Вагон - лёг...

раскрыть ветку (0)
DELETE

ну, тогда, получается, вас я тоже воспитываю. Ведь мы же с вами разговариваем и выясняем причины своих точек зрения.

раскрыть ветку (0)
DELETE

и что же общего в вашем рассказе и в моем?

раскрыть ветку (0)
DELETE

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 14:08
Ведь мы же с вами разговариваем и выясняем причины своих точек зрения.

Воспитывать можно в период становления сознания. Когда еще нет установок "хорошо" и "плохо". Именно на создание таковых и направлен процесс воспитания.

Или вы не объясняете своим детям - что хорошо и что плохо?

раскрыть ветку (0)
DELETE

мой деть уже вырос. Так что если я сейчас и поговорю с ним на тему того, что он кого-то там послал (хотя я этого делать не стану с целью пожурить), то это тоже не будет уже воспитанием. И кто сказал, что поговорить - это втирать про хорошо и плохо? Никогда этой ерундой не занималась.

Нет, я не пудрила ему голову дурацкими общепринятыми догмами о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А вот, что такое общество и его истинная суть, почему в мире приняты те или иные порядки, как он устроен и почему, такие разговоры были, каюсь.

И да, он не залазил на головы посетителям автобусов и на размазывал там грязь, пока я в это время рядом хохотала от проделок своего ребенка.)

раскрыть ветку (0)
DELETE

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 14:38
И кто сказал, что поговорить - это втирать про хорошо и плохо? Никогда этой ерундой не занималась.

Вот и связь между моей историей и вашим процессом невоспитания. Как возможный пример)))

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 14:38
Нет, я не пудрила ему голову дурацкими общепринятыми догмами о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А вот, что такое общество и его истинная суть, почему в мире приняты те или иные порядки, как он устроен и почему

Значит все-таки воспитвали. Пусть не в критериях - 2хорошо" и "плохо", но в критериях "так можно" а "так не принято".

Звезда ЛакшмиПишет 05.10.2021 в 14:38
И да, он не залазил на головы посетителям автобусов и на размазывал там грязь, пока я в это время рядом хохотала от проделок своего ребенка.)

А кто говорит - хохотала. Если бы вы, как вы говорите, вообще не прививали ребенку определенных правил поведения и ограничений, то это было бы расценено как вседозволенность. Так что - неувязочка получается!)))

раскрыть ветку (0)
DELETE

Веселова Галина ВладимировнаПишет 05.10.2021 в 14:55
Вот и связь между моей историей и вашим процессом невоспитания.

с чего вы решили, что если я не втирала ребенку всякую чушь, то он вел себя так, как тот ребенок из вашей истории? Вы притянули за уши это "общее". Это всего лишь ваши домыслы.

Веселова Галина ВладимировнаПишет 05.10.2021 в 14:55
Значит все-таки воспитвали. Пусть не в критериях - 2хорошо" и "плохо", но в критериях "так можно" а "так не принято".

так я и не отрицаю, что воспитывала. В первых моих постах об этом сказано. Но не так, как многие. И нет, не в критериях "так можно", "а так не принято".

Веселова Галина ВладимировнаПишет 05.10.2021 в 14:55
Если бы вы, как вы говорите, вообще не прививали ребенку определенных правил поведения и ограничений, то это было бы расценено как вседозволенность. Так что - неувязочка получается!)))
Все увязывается. Не было никаких ограничений - был пример нашего с мужем поведения. Если вы это называете прививанием правил - пусть так. А так-то было дозволено все. Но не делал он ничего из того, что так осуждается обществом. Потому, что ему это не было нужно.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (13)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (40)

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

Дорога: нить, соединяющая сердца! Новый трек!

Представь себе: утро, открываешь дверь, а не асфальт тебя встречает, а мягкая трава. Без дорог мир был бы как куча островов, разбросанных не по морю, а по непроходимым лесам. Мы б шастали, как первобытные,...
03:55
Поделитесь этим видео

Одна из чувствительных потерь немцев под Корсунем - заслуженный генерал Вильгельм Штеммерман

Комфронта Иван Конев лично распорядился, чтобы немецкие пленные похоронили Штеммермана в отдельной могиле у с. Журжинцы. Однако могила интересным образом обозначена за 30 км. в с. Браное Поле,...

Недвижимая лестница в Иерусалиме: как забытый инструмент стал символом хрупкого мира на 300 лет

БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИЕРУСАЛИМ. В самом центре Старого города, в одном из самых священных мест христианского мира, уже третий век подряд стоит «гвоздь программы» — обычная деревянная лестница. Ни реликвия,...

Мудрость возраста непобедима!

Пожилой мужчина из Майами звонит своему сыну в Нью-Йорк и говорит: «Слушай, мы с твоей матерью разводимся. Сорок пять лет лишений — это уже слишком!» «Мы больше не можем видеться», — сказал он.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы