Лидеры невидимых: стелс-корветы ждет модернизация
Министерство обороны России приняло решение о запуске заводского ремонта и обновления кораблей проекта 20380. Корветы типа «Стерегущий», построенные с применением технологий малозаметности за счет конструкции корпуса и надстроек, практически невидимы для радаров противника. Сейчас корабли проекта 20380 входят в число самых совершенных представителей ВМФ России. Производство этой серии еще продолжается, и новые ее представители строятся по модернизированному проекту. Теперь же апгрейд получат и корветы, которые давно несут службу на флоте. В частности, их оснастят мощными радарами и улучшенным комплексом ПВО, способными поражать практически все воздушные цели — от самолетов и вертолетов, до крылатых ракет и беспилотников.
Подтянуть отстающих
Как рассказали «Известиям» источники в Минобороны, в настоящее время ведомство согласовывает с предприятиями судостроительной промышленности ремонтно-техническую документацию для заводского ремонта корветов проекта 20380. Помимо восстановления корпуса, узлов и агрегатов, предусматривается и серьезная модернизация кораблей.
Северный подход: «Каракурты» освоили дорогу из Балтийского в Белое море
Как способность малых ракетных кораблей проекта 22800 перемещаться между флотами усилит ВМФ
По словам источников, все находящиеся в составе флота корветы проекта 20380 будут обновлены до уровня последнего принятого на вооружение корабля серии — «Героя Российской Федерации Алдара Цыденжапова». Они должны получить мощные современные радары, а также улучшенный комплекс противовоздушной обороны. Проект модернизации, а также вся ремонтно-техническая документация будет разработана и утверждена до конца следующего года.
Сейчас у ВМФ семь таких кораблей: четыре из них в составе Балтийского флота, три — Тихоокеанского, также в ближайшее время корветы-невидимки пополнят Черноморский флот. Еще пять строятся или проходят испытания. Буквально на днях был заложен один из них — корвет «Бравый».
— Современный радар позволит эффективнее использовать ракетное и артиллерийское вооружение, а также штатные зенитно-ракетные комплексы, — уточнил военный историк Дмитрий Болтенков. — Он позволит на качественно ином уровне обнаруживать, идентифицировать и уничтожать воздушные цели. Головные корветы проекта были переданы флоту уже давно. «Стерегущий» — первый в серии, он был построен еще в нулевые годы. С тех пор техника шагнула далеко вперед.
В первую очередь придется подтянуть до уровня «Цыденжапова» четыре корвета Балтийского флота — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», уверен эксперт.
— После установки новой РЛС повысится уровень противовоздушной защиты не только самих кораблей, но и Калининградской области, — отметил Дмитрий Болтенков. — Корабли базируются в Балтийске и при необходимости могут прикрыть своими комплексами ПВО значительную часть этого региона.
Постсоветская серия
Тишина — океану: на Дальнем Востоке заложат два корвета
Как корабли проектов 20380 и 20385 укрепят восточные рубежи страны
Корвет проекта 2038 типа «Стерегущий» стал первым кораблем дальней морской зоны, полностью созданным в постсоветское время. Все корветы, построенные на Северной верфи, направляются на службу в Балтийское и Черное моря. На Амурском судостроительном заводе делают корабли для Тихоокеанского флота (ТОФ). При этом изначально производство корветов для ТОФ сопровождалось сложностями.
Первый представитель этой серии строился 11 лет. Следующие за ним «Громкий» и «Алдар Цыденжапов» были произведены за меньший срок, все они сейчас числятся в списках флота.
В 2019 году строительство серии собирались вообще остановить, но затем пересмотрели решение. В прошлом году на полях форума «Армия-2020» был подписан новый контракт на несколько кораблей. В июле этого года Амурский судостроительный завод посетил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который поручил профильным министерствам разработать меры по поддержке предприятия.
Повысили в классе
Корветы проекта 20380 удачно сбалансированы, хорошо вооружены и заслуженно пользуются уважением у моряков, почеркнул Дмитрий Болтенков.
— Они не раз совершали дальние походы, — рассказал он. — Из Балтийского моря, например, ходили в Красное и даже в Индийский океан.
Охотник к переменам: корветы оснастят роботами-саперами
За счет нового оборудования стелс-корабли смогут действовать без сопровождения тральщиков
Все корабли спроектированы с использованием стелс-технологий. Их надстройки изготовлены из композиционных материалов, что серьезно снижает заметность в радиолокационном диапазоне. Носовая башня артиллерийской установки А-190 получила характерные для стелс-изделий изломанные формы.
Также они стали быстрее на 1,5–2 узла за счет инновационного корпуса — этого удалось достичь, снизив сопротивление воды на скорости около 30 узлов примерно на четверть.
На корветах установлена автоматическая система управления (АСУ), которая позволяет в режиме реального времени передавать любую информацию с одного корабля на другой. Она помогает грамотно распределить цели между несколькими экипажами, гарантируя, что одно и то же судно, самолет или крылатая ракета без необходимости не будут атакованы дважды.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

6М