Реалии российского военного кораблестроения (Часть первая)
В последнее десятилетие Россия все больше стремилась продемонстрировать свои мускулы остальному миру. Широкая российская пропаганда сосредоточена на предполагаемых успехах в программах перевооружения и военной модернизации страны, что в некоторой степени способствует убеждению Запада в обострении угрозы, исходящей от Вооруженных сил России. Однако реальная ситуация, возможно, расходится с радужной историей, распространяемой поддерживаемыми Кремлем СМИ; Фактически, Запад может по-прежнему контролировать некоторые из важнейших потребностей оборонно-промышленного сектора России и может продолжать ограничивать эти технологии и ресурсы в обозримом будущем. Особенно ярко эта ситуация проявляется в военно-морской сфере. Имея 38 000 километров береговой линии (третье место в мире по длине) и огромные морские амбиции, России необходимо контролировать обширные морские районы и проецировать на них свою мощь.
После распада Советского Союза боевая мощь Военно-морского флота России (Военно-Морской флот - ВМФ) резко упала. По сравнению с «золотой эрой» советского ВМФ в 1985 году, к 2005 году флот сохранил лишь около одной десятой боевых платформ своего предшественника. Общее количество подводных лодок в составе ВМФ России снизилось с 408 до 30; основных надводных кораблей уменьшено с 703 до 46; а количество боевых катеров на вооружении сократилось с 450 до 60 (Независимая газета)., 16 июля 2004 г.). В этот же период судостроительная промышленность России также пострадала из-за долгосрочных последствий постсоветского экономического кризиса; отечественные верфи за два десятилетия практически ничего не производили для ВМФ. С 1990 по 2010 год несколько завершенных боевых кораблей и подводных лодок были построены по проектам советских времен, например, атомная подводная лодка проекта 955 « Юрий Долгорукий» , построенная в общей сложности за 17 лет (1996–2013). Многие эксперты в России предполагают, что только зарубежные заказы предотвратили полный крах судостроительной отрасли страны за этот период.
После некоторой стабилизации экономики в 2010 году Россия приняла свою первую десятилетнюю «Государственную программу судостроения». В соответствии с этим документом к 2020 году ВМФ России рассчитывал получить восемь стратегических ракетных подводных лодок, восемь атомных подводных лодок, восемь неатомных подводных лодок, два десантных вертолетных дока, около пятнадцати фрегатов и тридцати пяти корветов, а также большое количество вспомогательных судов. Одной из целей этой программы было экстренное усиление Черноморского флота. Строительство фрегатов проекта 1135.6 и подводных лодок проекта 636.3 (по шесть единиц для каждого проекта) уже было проработано с российскими производителями оружия, потому что это были проекты советского наследия, которые хорошо себя зарекомендовали для экспортных поставок. Сверх того, В «Государственной программе судостроения России до 2020 года» заложены планы строительства новых моделей кораблей для замены всего спектра боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов ВМФ, построенных в советское время. Однако строительство этих новых кораблей сильно зависело от импорта - в частности, от поставок газовых турбин из Украины, дизельных двигателей из Германии, всего строительства двух десантных вертолетных док-судов на французских верфях, различного современного оборудования из западных стран. , и более. Исторические параллели здесь весьма примечательны. (Dfnc.ru , выпуск 4, 2019).
В декабре 2010 года Москва утвердила еще один ключевой плановый документ: «Стратегию морской деятельности Российской Федерации до 2030 года». В этом документе поставлены амбициозные цели России: поддерживать второй по мощности военно-морской флот в мире, вести крупномасштабное военно-морское строительство и развивать авианосные группы. Однако реальность стала реальностью, когда власти начали реализовывать эту стратегию в течение следующего десятилетия. Вместо того, чтобы создавать крупномасштабный современный флот, ВМФ продолжал страдать от необратимого старения и сокращения своих морских активов, в то время как основные боевые корабли ВМФ были заменены меньшими корветами и катерами; Российские верфи не смогли избежать прежней стагнации (ВПК, 10 августа 2021 г.).
После того, как Россия присоединила Крым в 2014 году, государства-члены Организации Североатлантического договора (НАТО), а также Украина ввели эмбарго в отношении России, что оказало серьезное влияние на российскую военную промышленность. В результате два вертолетных десантных корабля-дока, построенных во Франции, которые считались критически важными для повышения возможностей ВМС, так и не прибыли в Россию из-за вмешательства французского правительства. Точно так же Берлин заблокировал экспорт дизельных двигателей немецкого производства, а Киев перекрыл дальнейший доступ России к украинским газовым турбинам. Таким образом, некоторые более крупные российские корабли остались незавершенными на верфях, а другие, в частности ракетные и противодиверсионные катера, потребовали размещения новых заказов на дизельные двигатели из Китая (Dfnc.ru , выпуск 4, 2019).
Москва была полна решимости решить эти проблемы с поставками за счет импортозамещения и начала разработку различных судовых силовых установок собственного производства. Однако эти усилия стоили России как минимум пятилетней задержки в постройке военных кораблей (Dfnc.ru , выпуск 4, 2019). И это было в конечном счете, одна из причин, почему Россия оказалась упор на создание более мелкие классов кораблей для ВМФ вместо крупных комбатантов, как разрушители (см EDM, 12 мая 2017 г.). За последние пять лет власти поручили построить ряд патрульных корветов проекта 22160 «Василий Быков», ракетных корветов проекта 21631 «Буян-М» и корветов проекта 22800 типа «Каракурт». Но они были построены с ненадежными китайскими дизельными двигателями на борту. Многие российские эксперты резко критиковали эти корабли за их ограниченную боеспособность и сомнительную конструкцию (см. EDM , 12 ноября 2019 г.).
Еще одна проблема заключается в том, что разные российские верфи часто строят один и тот же тип боевых кораблей по-разному. Эти корабли (например, корветы проекта 20380 «Стерегущий» и большие десантные корабли проекта 1171.1 «Иван Грен») внешне выглядят одинаково, но имеют иной состав отсеков внутри. Это, естественно, усложняет их ремонт и модернизацию в будущем. В других случаях из-за плохих первоначальных проектов последующие планы модернизации стали дорогостоящими, и эти проекты были остановлены. Например, работы по модернизации некоторых старых подводных лодок проекта 877 типа «Кило» были позже остановлены, и эти суда были перенесены на вывод из эксплуатации (Dfnc.ru , выпуск 4, 2019).
Многие, если не большинство из вышеупомянутых проблем, как известно, дали о себе знать в сагах о ремонте российского атомного крейсера « Адмирал Нахимов» и единственного авианосца « Адмирал Кузнецов» .
Продолжение следует.
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты