Проживание за границей временно не является основанием для отказа в выплате пособий
Проживание за пределами РФ на временной основе (без получения второго гражданства или ВНЖ) не является основанием для отказа в назначении и выплате пособий на детей гражданам РФ. Длительность такого проживания не имеет значения, главное условие - проживания должно быть по временной визе (туристической или любой иной, не дающей права на постоянное проживание на территории иностранного государства).
1. Предыстория.
Гражданка РФ, состоявшая в браке с иностранным гражданином, находясь на 28 неделе беременности, переезжает в стану мужа. Для своей поездки она оформляет временную туристическую визу на 6 мес. Уезжает, там рожает ребенка. Через полгода, когда кончается временная тур. виза, она переоформляет ее в X-визу на 9 мес. (виза для жены). Ребенку через российское посольство оформляет гражданство РФ и тоже делает X-визу на 9 мес. Все это временные визы, не дающие права постоянного проживания. Второе гражданство не оформлялось, ВНЖ в другом государстве не получали.
Вернувшись в Россию через год после рождения ребенка, данная гражданка РФ обратилась в соц. защиту для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1 г.6 мес. Соцзащита ей отказала вот на каком основании.
Согласно ст. 1 Закона №81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" и пп. а п. 3 Приказа №1012 н (действовавшего на той момент) «право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют граждане РФ, проживающие на территории РФ. Нормы указанных законов не распространяются на граждан РФ, выехавших за пределы РФ». Только соцзащита в своем отказе намеренно в тексте упускала слова... выехавших за пределы РФ, на постоянное место жительства.
Поскольку гражданка РФ на ПМЖ не выезжала, о чем свидетельствуют наличие только временных виз для проживания там, поскольку в России у данной гражданки имеется свое жилье, которым она владеет на праве собственности, - то и говорить о том, что закон на нее не распространяется, нельзя!
С такой позицией мы и обратились в районный суд г. Челябинска.
Ответчик - соцзащита - мотивировала свою позицию также и тем, что нет данных, подтверждающих факт проживания или нахождения ребенка на территории РФ. Поэтому официально и добровольно соцзащита назначила пособие только со дня прилета гражданки с ее ребенком в Россию и до исполнения 1.5 лет.
2. Судебные процессы.
Суд мы выиграли. Суд обязал назначить пособие с момента рождения ребенка и до исполнения 1.5 лет. Ответчик обжаловал решение. Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе.
В своем решении суд указал:
"Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, в силу действующего законодательства государственные пособия, в том числе и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не назначаются гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, тогда как истец на постоянное место жительства в ---------- не выезжала.
Как следует из положений ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, действие Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» распространяется на граждан Российской Федерации, постоянное (преимущественное) место жительства которых находится на территории Российской Федерации.
В свою очередь, действие Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на российских граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Между тем, проживание за пределами Российской Федерации на временной основе, не является препятствием в получении гражданами Российской Федерации пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
То обстоятельство, что истец выезжала за пределы Российской Федерации, на что имеет гарантированное Конституцией Российской Федерации право, где родила ребенка, не свидетельствует о перемене места жительства истца, напротив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, в их взаимной связи друг с другом, свидетельствуют о том, что выезд за пределы Российской Федерации являлся для неё временным.
Кроме того, сведения о подаче уведомления о наличии иного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве по учетам Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт совместного проживания ребенка с матерью на территории Российской Федерации подтверждается, начиная с момента прибытия на территорию России, противоречит исследованным материалам дела и положениям действующего законодательства, поскольку основанием для отказа в назначении пособия может являться наличие факта выезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации. Поскольку судом наличие данного факта не установлено, суд правомерно пришел к выводу о необоснованности отказа в назначении пособия".
Таким образом, спустя 2 месяца после вступления решения в силу, пособие все-таки было выплачено на основании исполнительного листа.
3. Вывод.
При выезде за границу и проживании на территории иностранного государства по туристической визе или иной временной визе, граждане РФ не теряют права на назначение и получение государственных пособий по закону № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".
Дайте, пожалуйста, контакты адвоката, который вёл дело
Я его вела