В чем суть guilty pleasure?
Если вы хоть раз испытывали чувство стыда за то, что знаете наизусть песни из «Фабрики звезд», втайне от всех смотрите ситкомы сомнительного качества и любите лапшу быстрого приготовления, вы уже знаете, что такое guilty pleasure. Этим термином принято называть предосудительные удовольствия, которые в приличном обществе должны порицаться, а за увлечение ими человек должен испытывать стыд.

В чём суть guilty pleasure
В «Энциклопедии социальной психологии» указано, что феномен guilty pleasure включает в себя две фазы: удовлетворение и следующие за ним угрызения совести. Чем большим самоконтролем обладает человек, тем дольше будет длиться вторая фаза. При этом доказано, что стыд только усиливает чувство удовлетворения. На самом деле нам нравится пробовать вещи, запрещенные хорошим вкусом, нарушать правила общества и скрывать свои истинные предпочтения: от этого в организме вырабатывается адреналин.
Для нашей психики важно испытывать удовольствие от вещей, которые общество признает неправильными. Таким образом мы ослабляем социальное давление и проявляем индивидуальность. Именно нестандартные привычки и предпочтения выделяют человека из общей массы и делают нас теми, кто мы есть. Кроме того, они помогают находить единомышленников и близких по духу людей. Если человек принимает и разделяет ваши, пускай странные, увлечения, то ему можно доверять.
Почему мы чувствуем стыд за увлечения и вкусы

Психологи предполагают, что появление феномена guilty pleasure связано с интернетом и изобилием свалившейся на нас информации. Раньше все слушали, смотрели и ели примерно одно и то же в соответствии со своим социальным статусом. Сейчас элитарная культура стала доступнее, средний класс тоже получил возможность ходить в оперу и рестораны. Все хотят казаться умнее и культурнее, и на фоне общепризнанного «качественного» контента стало немодно отдавать предпочтение легким комедиям, несерьезным книгам и неизысканной еде. Однако любовь к простым вещам не делает человека глупым или некультурным, а, наоборот, свидетельствует о его свободолюбии и здоровом принятии своей идентичности.
Как соцсети влияют на появление стыда
Фейковый мир социальных сетей оказывает огромное влияние на нашу психику. Мы видим отретушированные фотографии, которые не имеют ничего общего с реальностью: живые работающие люди не лежат по полгода на Мальдивах, не выглядят как модели с обложек и не проводят сутки напролет в спортзале. Человек, который слишком много сидит в соцсетях, перестает видеть грань между реальностью и искусственным миром.
Это приводит к нездоровому сравнению с другими и развитию комплексов. Мы боимся показывать себя настоящего и неидеального, скрываем свои истинные увлечения и потребности. Получается замкнутый круг: пытаясь соответствовать социальным нормам, мы сами становимся частью системы и начинаем испытывать стыд за безобидные вещи вроде просмотра немодного сериала или съеденной на ночь булочки.
Социальные сети повлияли даже на наши пищевые привычки. Простая еда стала guilty pleasure, а фотографии инстаграмных завтраков — признаком элитарности. Однако психологи видят в чрезмерной эстетизации еды проблему. Считается, что так человек компенсирует отсутствие ярких впечатлений в других сферах жизни и превращает еду в фетиш, вместо того чтобы просто наслаждаться вкусным обедом.
Почему любовь к «стыдным» вещам становится нормой
В последние годы в обществе появляется запрос на подлинность, люди хотят видеть больше честного контента. Нам пора признать, что любить немодную еду, музыку, фильмы и книги — это норма, а инстаграмный образ жизни не имеет ничего общего с реальностью. Единицы могут позволить себе ходить по ресторанам три раза в день, есть исключительно изысканные блюда и следовать всем законам ЗОЖ.
С трендом на честность приходит и мода на comfort food. Так называют знакомую с детства недорогую и вкусную еду, которую просто и быстро готовить. Часто такая еда вызывает у нас ностальгические чувства, например, блины с вареньем навевают воспоминания о бабушкиной даче, а «Роллтон» — о студенчестве, путешествиях или приятных вечерах, когда лень готовить: в лапшу просто нужно добавить специи и залить кипятком. При этом любовь к такой еде не зависит от статуса. Несмотря на навязанные социальные установки, она нравится и простым людям, и миллионерам, и знаменитостям, и даже зожникам, хоть они это и скрывают.
Лапшу быстрого приготовления придумали в Японии в конце 1950-х. Она быстро стала сверхпопулярным комфорт-фудом и была признана лучшим японским изобретением XX века. Ее берут с собой в космос даже астронавты, специально для них была придумана космическая версия, которая должна заменить знакомое блюдо.
Узнать всё о секретах изготовления знаменитой лапши можно на экскурсии по заводу, где производят 250 тонн «Роллтона» в сутки. Вы увидите, как из теста получают «кудрявую» лапшу, где разрабатывают новые вкусы и как работает робот-упаковщик. На экскурсии можно самостоятельно убедиться, что «Роллтон» — это сваренная и высушенная по специальной технологии лапша, приправленная сушеными овощами и специями.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Вы скорее от "зависимости от чужого мнения"
Заставляет задуматься. Спасибо!
Отличная статья.
Спасибо, интересно