Осторожно - фото!

Фото с сайта:https://www.blackpantera.ru
1. Соцсети и человек.
Сейчас невозможно представить жизнь современного человека без социальных сетей. Их развитие за последние двадцать лет дало возможность людям общаться на расстоянии, делиться информацией, узнавать последние новости, размещать рекламу, слушать музыку, проводить онлайн встречи, осуществлять продажи через интернет-магазины, получать образование. Виртуальные сети плотно вошли в обыденную жизнь человечества, продолжают усовершенствоваться и становятся удобным инструментом с огромным функционалом во всех сферах жизни.
Изначально социальные сети были задуманы как платформы для связи между людьми, что облегчало общение, несмотря на их удаленность друг от друга. Общение не ограничилось только друзьями и членами семьи, появилась большая возможность найти новых друзей, живущих в любой точке земного шара. С помощью социальных сетей происходит знакомство пользователей, сегодня не редко из этих знакомств возникают серьезные отношения, и образуются новые семьи.
Самой активной аудиторией социальных сетей является молодежь до 30 лет. В исследовании, проведенном среди молодых людей возрастом от 16 до 20 лет, все опрошенные положительно ответили на вопрос: «зарегистрированы ли они в социальных сетях?», из них каждый зарегистрирован в сети «Вконтакте», 50 % из них являются пользователями сети «Мой мир», 20 % используют «Одноклассники», и по 10 % от числа всех опрошенных имеют страницы в «Facebook****» и «Instagram****».
2. Действия в соцсетях.
Люди после 30 лет так же активно пользуются виртуальными сетями, это выработало у них навык эффективного общения в интернет-пространстве. У пользователей социальных сетей появилась уникальная возможность в любое время прослушивать аудиомузыку, просматривать фотографии, клипы и фильмы. Когда у пользователя появляется желание поделиться своими новыми фотографиями, они могут их легко выложить в социальной сети в любой группе или на своей странице. Исходя из исследований, такое желание возникает у 20 % опрошенных пользователей, 60 % из них делают фото специально для социальных сетей.
Взяв за основу результаты данного тестирования, становится понятно, что видео и фотографии из личного архива наполняют контент сети в огромном объеме, становятся интеллектуальной собственностью пользователя сети, разместившего их, что подразумевает правовую защиту и регулирование авторства на уровне государства.
При создании и ведении своего аккаунта пользователь имеет желание сделать свою страницу интересной и насыщенной. Часто, понимая, что собственных событий для освещения личных новостей недостаточно, и их оппонентам становится скучно, общение может быть прервано, для личного удовлетворения и привлечения социального интереса к себе, вместо собственных фото и видео материалов, пользователь может использовать для размещения на своей странице или в группах «чужие» фотографии. При этом он может даже не допускать мысли, что нарушает права других пользователей, а сам подвергается опасности быть привлеченным к ответственности.
3. Есть ли вероятность нарушить законодательство?
Законодательство стоит на защите собственника, позволяя с помощью фотографий о своей жизни удовлетворить его желание проинформировать друзей, семью и коллег.
Если придерживаться закона, то пользователь социальных сетей не может использовать фото и видеоматериалы, взятые, например, в Google, Yandex, pinterest и т.д. Для этой цели можно воспользоваться фотостоком, где есть возможность купить картинки и фото без указания авторства. Следует помнить, что в момент регистрации в соцсетях, пользователь принимает все условия пользования. Эти условия дают пользователю авторские права на все публикуемые материалы, а также вы наделяет ответственностью за все, что он публикует в профиле и группах.
Следовательно, воспользоваться чужим контентом без согласия автора никто не имеете права. В случае такой необходимости можно направить письмо владельцу материалов и договориться об условиях использования его фото-и видеоматериалов. Если же создается коллаж из нескольких работ, то необходимо разрешение всех авторов контента.
Несмотря на то, что для написания книги или создания фильма, в отличие от фотографии, потребуется в разы больше творческого труда, фотографические произведения, наряду с прочими, названы объектами авторского права, что закреплено в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ.
В позициях Верховного и Высшего Арбитражных судов в российском авторском праве действует презумпция авторства, и только на основании заключения суда можно признать отсутствие у объекта творческого характера.
Защищая свои авторские права, собственник фотоматериалов будет доказывать творческий характер произведения, представлять доказательства суду о том, что фотографии обладают признаками интеллектуальной собственности. Понятие «творческий характер» чаще всего используется для характеристики кинофильма, музыкального произведения, произведения живописи, архитектуры, а для фотографического произведения понятие сформулировано Судом по интеллектуальным правам (СИП) в Постановлении от 24.07.2015 № С 01-57/2014 по делу № А 24-1669/2013. Творческим характером деятельности фотографа СИП, в числе прочих, названы следующие факторы: выбранная экспозиция, размещение в пространстве, установка освещения, подбор фильтров для объектива.
Таким образом, при наличии хотя бы одного из примененных действий фотографа, результат его деятельности, в итоге, можно признать интеллектуальной собственностью. На практике есть различные примеры судебных актов в России, поскольку решения судов обязательной силой не обладают.
4. На чьей стороне суд?
В числе примеров судебных решений на заданную тематику в пользу правообладателя можно привести Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2020 по делу № А 40-324397/19-12-2412. Истец, размещавший с сентября 2018 года фотографии и видеоролики с мероприятий на своей странице в социальной сети «Instagram****» с названием «Welcomepoint», обратился с заявлением о защите авторских прав и взыскании компенсации морального вреда с ответчика, который, при создании страницы с названием «Videotronika», в социальной сети «Instagram****» для продвижения своей предпринимательской деятельности с августа 2019 года, без согласия правообладателя и без указания имени автора, опубликовал более 40 фотографий и видеороликов. При размещении ответчиком фотоматериалов, у пользователей сети складывалось впечатление, что автором фотографий и видеороликов является ответчик.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для защиты исключительных авторских прав истца, подтвердил факт принадлежности ему авторского права и удовлетворил заявленное требование: обязал ответчика удалить с принадлежащей ему страницы в социальной сети «Videotronika» в социальной сети Instagram**** заимствованные у истца публикации и выплатить ему компенсацию за нарушение исключительных прав в размере 400.000 (четыреста тысяч) руб.
Определением Верховного Суда РФ от 19.04.2021 № 305-ЭС 21-3914 по делу № А 40-324397/2019 отказано в требовании ответчика о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о защите прав на произведения, взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведения, компенсации морального вреда.
В качестве еще одного примера судебного решения в пользу владельца интеллектуальной собственности можно назвать Решение Арбитражного суда Омской области от 21.09.2020 по делу № А 46-11796/2020. Истец заявил требование о взыскании денежных средств за факты использования ответчиком на сайте с доменным именем ambclub.ru, в социальных сетях «Вконтакте», «Facebook****», «Instagram****» фотографического произведения, автором которого является фотограф из Волгограда Сатыренко Алексей Михайлович, а управляющим исключительным правом на фотографическое произведение – истец. Факт совершенного ответчиком правонарушения суд считает документально подтвержденным. В соответствии с представленными доказательствами суд пришел к выводу о том, что требование о применении к ответчику мер гражданско-правовой ответственности предъявлено истцом обоснованно, объект интеллектуальной собственности использовался нарушителем неправомерно, принято решение о взыскании 10.000 (десяти тысяч) руб. компенсации за нарушение авторских прав на фотографическое произведение.
Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 04.03.2021 № С 01-37/2021 по делу
№ А 46-11796/2020 кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, решения Арбитражного суда Омской области от 21.09.2020 по делу № А 46-11796/2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по тому же делу оставлены без изменения.
В качестве примера отказа судебной инстанции в требованиях истца признать фотографии объектом интеллектуальной собственности и взыскать компенсацию нарушение авторских прав, можно назвать решение Хамовнического суда г. Москвы по делу № 2-2383/11 от 27.10.2011.
При вынесении решения судебной инстанцией признано, что фотография является только сообщением информационного характера, а не объектом авторского права. Судебная инстанция полагает, что фотоматериалы не могут охраняться в качестве объектов авторских прав, при их создании фотографом не было приложено творческого труда. Это решение можно рассмотреть, как справедливое, если предположить, что фотограф сделал фото случайно, невзначай нажав на кнопку фотоаппарата, в результате чего получилась фотография. В таком случае о творческом характере фото как произведения говорить нет смысла.
На сегодняшний день при вынесении судебных решений чаще всего суд признает авторское право на фотоматериалы. В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 27.01.2015 № С 01-1369/2014 по делу № А 70-4971/2014 указано, что независимо от художественной ценности фотографических произведений, пользователи сетей должны получать разрешение на их использование и выплачивать авторское вознаграждение автору при каждом воспроизведении.
Принимая во внимание авторитет Суда по интеллектуальным правам, существует уверенность, что при выборе судебного решения вектор выбора в основном перевесит в сторону собственника интеллектуального права.
С развитием социальных сетей все чаще наносится вред авторским правам собственника, в том числе часто используется незаконное копирование или присвоение фотоматериалов. Суды сегодня рассматривают огромное количество исков по защите интеллектуальных прав, в том числе и по авторским правам на фотоматериалы. При выборе подсудности следует обратить внимание на оговорку законодателя: через Московский городской суд принимаются любые исковые заявления, в том числе при защите интеллектуальных и авторских прав на любые произведения, кроме фотографий. Смею предположить, что оговорка вызвана масштабностью подобных нарушений в социальных сетях, без существующей в настоящее время оговорки в Московском городском суде было бы массовое возбуждение дел по данной тематике. При существующих требованиях правообладатель вынужден самостоятельно найти нарушителя, подать заявление через районный суд (вместо того, чтобы направить иск в Мосгорсуд, и на основании решения суда сайт нарушителя был бы заблокирован).
Кроме возможности обращения в судебную инстанцию, собственнику авторского права предоставлена возможность получить знак охраны авторского права - ©.
Цель использования данного знака - проинформировать людей о том, что у фотографии есть правообладатель, и в случае желания у кого-либо использовать данный объект интеллектуальной собственности, ему необходимо получить на это разрешение. Авторы фотоматериалов, которые размещают их в социальных сетях с запретом их заимствования и копирования, могут воспользоваться данной возможностью. В случаях нарушения данного запрета, правообладателю в суде достаточно будет сослаться на значок копирайта и легко аргументировать факт нарушенных прав.
Этой возможностью часто пользуются владельцы художественных фотографий, творческие мастерские, крупные корпорации. В случае нарушения права собственника с нарушителя может взыскать компенсацию за незаконное пользование фотографией, а в случае удаления значка копирайтера, возникает дополнительная ответственность за нарушение авторского права.
Поскольку авторские права на фотоматериалы имеют свои особенности, пользователям социальных сетей при использовании чужого контента необходимо знать пределы их полномочий, поскольку у собственника есть реальная возможность в судебном порядке взыскать компенсацию за незаконное использование интеллектуальной собственности, часто компенсация достигает большого размера.
Использование «чужих» фотоматериалов в социальной сети, кроме рассмотренной выше ответственности, может грозить нарушителю быть привлеченным по статье 137 УК РФ. Статья гласит, что распространение любой информации о личной жизни человека без его согласия облагается штрафом до 200 000 рублей, либо - до размера заработной платы за 18 месяцев, либо привлечение к исправительным работам на срок до одного года. Кроме того, если злоумышленник занимался распространением личных фотографии в социальных сетях, используя свое служебное положение, он может лишиться работы.
Отдельной статьи за распространение личных фотографий без согласия в социальных сетях еще не существует, но это не говорит о том, что для злоумышленника, в случае публикации в сети фотографии другого гражданина, наказание не будет реальным, поскольку личная жизнь каждого человека приравнивается к нематериальным благам и охраняется государством. Вмешательство в личную жизнь человека может повлечь ответственность в виде компенсации материального ущерба (ст. 150 ГК РФ).
Пользователь сети защищен, кроме того, статьей 24 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что без согласия лица не допускается сбор, хранение, использование, распространение и информации о личной и частной жизни.
До того момента, как разместить личные фото и видео в социальной сети или ином общедоступном месте, пользователю необходимо изучить общедоступные правила социальной сети, чтобы в последствии не пострадать от случайного или намеренного вторжения в частную жизнь и, в случае использования собственного изображения третьим лицом в рекламных и иных целях, иметь возможность защититься.
Все размещаемые пользователем собственные изображения не дают права третьим лицам использовать их ни в каких целях: ни в личных интересах, ни в коммерческих, ни в рекламных. Эта точка зрения отражена в Постановлении Пленума ВС №25. Пункт 43 Пленума гласит, что под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети «Интернет», при этом общедоступность такого изображения само по себе не дает иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица. При этом стоит обратить внимание на то, что, тем не менее, собственник изображения может заранее дать согласие на дальнейшее использование фото, если это продиктовано условиями сайта, на котором размещено изображение.
Несмотря на то, на каком ресурсе находится фотоизображение, в случае возникновения необходимости использовать чужое фото на своей странице или в группе, во избежание в дальнейшем неприятных ситуаций с правообладателем, необходимо заранее получить согласие автора на это использование. Согласие должно быть выражено письменно, а в случае виртуального получения согласия, желательно сохранить скриншот переписки с автором.
Использование фотографии гражданина в государственных и общественных целях не повлечет за собой ответственности, например
-использование фотографии человека для объявления и нахождения в розыске, или - для поиска без вести пропавшего человека;
-использования фотографии, если снимок сделан в публичном месте и человек не является главной фигурой фотографии, (собрание, концерт, слет, конференция);
-использование проданной фотография третьему лицу, изображённый на ней человек теряет право её использования;
-использование материалов авторов, имеющих статус общественного достояния. Фотографии присваивается статус общественного достояния спустя 70 лет со дня смерти автора;
-использование фотографии, если на ней изображен публичный человек.
В этих случаях ответственность за использование фотографий, без согласия в социальных сетях, не наступает.
Виртуальные сети – огромные запасники информации, которая защищена авторским правом. Размещая фото и видео материалы личного характера, пользователь должен осознавать, что эта информация становится общедоступной, ею может воспользоваться неограниченное количество людей, всегда существует вероятность утраты прав на эту информацию.
При возникновении спорной ситуации, нарушители в качестве защиты используют ссылку на статью 1276 ГК РФ, которая свидетельствует о свободном использовании произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения.
Однако, в п. 13 «Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) указано, что сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ.
Ошибочное мнение о том, что достаточно указать источник при копировании чужого видео или фото, так же не сможет защитить копирующего от неприятных последствий.
Требования закона не отменяют условия, при которых представляется возможным использовать чужие материалы без согласия автора. Даже если фотография использована не в коммерческих целях, это не освобождает нарушителя от ответственности.
Имеется позиция суда относительно того, что не является обнародованием изображения путем пересылки фотографий с изображением гражданина в личной переписке посредством Интернет. С этим нельзя не согласиться, поскольку изображение не выносится на всеобщее обозрение.
5. Вывод.
В завершение можно сказать, что современную жизнь уже сложно представить без фотоаппарата или камеры мобильного телефона. Несмотря на разные способности запечатлеть моменты нашей жизни, мы все стремимся оставить на фото интересные события, памятные путешествия, праздники, сделать селфи со своим изображением. На просторах интернета находится неограниченное количество фотографий и видеороликов, хранящих истории нашей жизни. Эти снимки могут быть как высочайшего качества из профессиональной фотостудии, так и на низком уровне любителя.
С ростом популярности социальных сетей, снимки, попавшие в интернет, перестают быть только личными, они уже носят информационный, развлекательный и связывающий между пользователями характер. С этими материалами может ознакомиться и дать оценку любой пользователь сетей «Twitter», Instagram****, «ВКонтакте», «Facebook****», «Pinterest». Нужно помнить при этом, что, размещая свои фото-и видеоматериалы, необходимо отдавать себе отчет, что мы делаем их доступными для всеобщего обозрения.
Если для одних людей делиться своей частной жизнью и оценивать жизнь других людей стало нормой, то для других людей это просто необходимость. Авторские права и право на частную жизнь строго охраняются законом, но, чтобы не столкнуться с тем, что личные фото или видео оказалось в чужом аккаунте, необходимо ознакомиться с законодательством, с условиями пользования социальной сетью, четко знать свои обязанности и права, чтобы в случае опасности иметь возможность защитить себя в суде.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

5.6М