«Резеда», Ричард Паркер, Морской закон и королевская казуистика.
Краткое содержание :
Возможно, многие знают печальную историю команды яхты «Резеда», участь юнги Ричарда Паркера и о прецеденте по Морскому закону, созданному в процессе конца 19-го века «Королева против Дадли и Стивенса» (R v Dudley and Stephens [1884] 14 QBD 273 DC).
Дело коснулось не только Английского морского права, но и имело широкий мировой резонанс, поскольку активно освещалось в прессе.
Однако, данный прецедент до сих пор является одним из самых неоднозначных за всю историю Великобритании.
Позвольте, я вам напомню.
Предыстория
Всё началось с покупки яхты «Резеда» (Mignonette) австралийским адвокатом и политиком Джоном Генри Уотоном. Политик и адвокат прибыл годом раньше (1883 г) в Англию, дабы собственными глазами увидеть далёкую туманную родину, которую покинули его родители, когда ему ещё не было и 5-ти лет. Однако Джон Уотон мнил себя ещё и географом, поэтому попутно подыскивал для себя судно, чтобы исследовать Большой Барьерный риф вдоль северо-восточного побережья Австралии.
Выбор пал на небольшой (16 м по ватерлинии, водоизмещение – 19,5 тонн), не новый (1867 г. постройки), но крепкий и красивый мини-парусник «Резеда», который отличался хорошей маневренностью и лёгкостью в управлении. К тому же находился в очень приличном состоянии, не требовавшим ни какого ремонта.
Оставалось лишь собрать команду и перегнать яхту к островам Большого рифа. Надо сказать, что яхта не предназначалась для длительных океанских плаваний, но будущий капитан судна – Том Дадли (опытный моряк, настоящий «морской волк») заверил владельца, что справится с этой задачей. К тому же, иные варианты переправить «посудину» в Сидней в то время были весьма затратны. Джон Генри Уотон был не только хорошим адвокатом, но и неплохим финансистом, ибо одно всегда ходит рядом с другим. Он дал «добро».
Итак, 19 мая 1884 года яхта «Резеда» покинула английский порт Саутгемптон и взяла курс на Сидней. На борту парусника находились 4 человека команды:
1. Капитан Том Дадли.
2. Помощник капитана Эдвин Стефенсон.
3. Матрос Эдмунд Брукс.
4. Юнга Ричард Паркер.
И капитан, и его помощник с матросом Бруксом были закалённые морем «викинги», а вот юнге было всего 17 лет и это было самое что ни наесть первое его морское путешествие.
Как бы там ни было, но швартовы были отданы и яхта начала своё движение, приближая близкий и печальный конец юного Паркера.
Небольшое отступление
Если имя вам Ричард Паркер, то морские путешествия явно не для вас!
Ещё за 6 лет до описываемых событий, в 1838 году, Алан Эдгар По напишет и опубликует свой жутковатый роман «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», где есть описание страшного события на корабле «Серый дельфин»: четверо из оставшихся в живых членов экипажа, доведённые голодом и жаждой до крайней степени отчаяния, убивают и съедают матроса по имени Ричард Паркер.
Если бы капитан Дадли смог прочесть этот роман, то он, конечно же, ни за что на свете не взял бы в команду романтика, сбежавшего из дома, грезящего морскими подвигами Ричарда Паркера.
Не знал он и об участи другого матроса с таким же именем, вздёрнутого на рее корабля «Сандвич» в 1797 году за участие в бунте.
Не располагал он и информацией о затонувших с брига «Френсис Стрейт» в 1846 году, где значился юнгой некий Ричард по фамилии Паркер.
Будь в распоряжении капитана хоть один из этих фактов, 17-летнему юноше не нашлось бы места в команде «Резеды», поскольку моряки не менее суеверны, чем все остальные люди, чья работа связанна с постоянным риском для жизни.
Капитан Томас Дадли ничего не знал о других Ричардах Паркерах, поэтому юноша был принят в «перегонный экипаж» яхты, поскольку его мало интересовала доля в оплате за переход.
Мечтой было море и новые земли, которые он собирался исследовать вместе с адвокатом, политиком и географом Джоном Генри Уотоном на этом же судне, согласно предварительному договору.
К тому же, мечты эти сильно подогревали рассказы старшего брата - Дэниэла Паркера, который тешил младшего различными историями из жизни бывалых моряков, поскольку сам ходил в море не один и не два раза.
История
Всего этого капитан Дадли не знал, да и не интересовался особо, его задачей было управление судном и ведение судового журнала.
Из судового журнала:
- 28 июня 1884 год. Яхта в полном порядке, отлично слушается руля, легко идёт галсами, при попутном ветре – 15 узлов.
С таким настроением на борту мини-парусник дошёл до Мыса Доброй Надежды у западного побережья Африки.
Многим до сих пор не понятно, откуда взялось столь обнадёживающее название у мыса, который его первооткрыватель - Бартоломеу Диаш (португальский мореплаватель), назвал Мысом Бурь, что совершенно отвечает действительности. Но португальский король Иоанн Второй связал мыс с надеждами на открытие нового морского пути в богатую Индию и велел переименовать его в Мыс Доброй Надежды.
Волны у Мыса Доброй Надежды
И здесь, у этого «доброго» мыса, 5 июля 1884 года яхта «Резеда» встретила свою гибель – её внезапно накрыла волна-убийца.
Часто такую волну называют «rogue wave» или «freak wave» - «волна-разбойник» или «чокнутая волна», что не мешает ей регулярно «нападать» на судна. По неизвестной пока науке причине такая волна, высотой до 30 м, появляется внезапно далеко от берега и катится поперёк других, «нормальных» волн, набирая мощь с каждым метром своего пути.
Волна-разбойник, словно молот, обрушивается на судно и крошит его в щепы, поглощая остатки разбитой посудины где-то далеко в глубину себя. Спасенья от rogue wave нет.
Не было шансов и у «Резеды».
Только благодаря искусству капитана и маневренности судна, яхта не была втянута внутрь волны-убийцы, но фальшборт (ограждение по краям наружной палубы) был срезан, словно ножом, парусник лёг на бок, набрал воды, и стало ясно, что спасти его не удастся.
Времени оставалось не более 5 мин.
Капитан отдал приказ спустить четырёхместную спасательную шлюпку и покинуть судно.
Сам он успел спасти судовой журнал, секстант и хронометр. Помощник Стивенс успел бросить в шлюпку пару банок консервов с бобами и столько же консервированной репы. Матрос Брукс постарался передать юнге Паркеру бочонок с пресной водой, но шлюпку качнуло и, ослабевший от приступов морской болезни Паркер не смог удержать его – бочонок отнесло в океан.
Вот так и оказались четверо спасённых в шлюпке с парой навигационных приборов, судовым журналом, банками консервов бобов и турнепса, но без глотка питьевой воды.
А до ближайшей земли – остров Св. Елены – более 1000 км.
Из судового журнала:
- 7 июля 1884 – Открыли и съели первую банку консервированных бобов.
- 8 июля 1884 – Открыли и съели вторую банку консервов. После консервов очень хочется пить. На небе – ни одного облака.
- 9 июля 1884 – Большая удача! Брукс на весло с гвоздём исхитрился поддеть большую морскую черепаху. Каждому досталось примерно по 3 фунта (около 1,5 кг) сочного мяса. Съели мясо и кости.
- 15 июля 1884 – Открыли последнюю банку репы. Мучает жажда.
- 17 июля 1884 – Еды нет никакой. Небо по-прежнему без облаков. Невероятная жара. Брукс предлагает пить собственную мочу.
- 19 июля 1884 – Нет спасения от солнца. Нет спасения от жажды. Моча не помогает утолить жажду.
- Юнга Ричард Паркер заболел. Скорее всего, от того, что украдкой пьёт морскую воду.
- 20 июля 1884 – Трудно двигаться, сил нет никаких. Жажда превратилась в одно огромное солнце. Паркер серьёзно болен, в забытьи то стонет, то тихо смеётся.
- 22 июля 1884 – Я (капитан Дадли) поставил вопрос о жребии, согласно Морскому закону. Брукс отказался. Отложили на неопределённое время.
- 23 июля 1884 – Ричард Паркер умирает, не выходит из забытья, не двигается, дыхание хриплое, дышит тихо и неровно. На губах выступает пена, кожа лица покрывается струпьями.
- 24 июля 1884 – Паркер едва жив, почти не дышит. Вновь о жребии. Брукс согласен. Медлить нельзя – кровь мертвеца ядовита.
- 25 (26?) июля 1884 – Паркера больше нет в живых. Дождь! Дождь! Дождь!
Позже Томас Дадли расскажет на суде:
"Я склонился над Ричардом и несколько раз потряс за плечо со словами: «Вставай, мальчик! Проснись!» Юнга не ответил. Он не слышал меня. Я произнёс молитву Господу о воздаянии, согласно Морскому закону, и перерезал Паркеру ярёмную вену. Стивенс держал ему ноги. Брукс участия не принимал, сидя спиной к нам. Кровь собрали в черпак для воды".
Однако кровь несчастного юнги им не понадобилась – как только последние капли крови перестали толчками вытекать из вскрытой Дадли вены, на лица троих, только что совершивших убийство, упали первые капли дождя.
Все, кто когда-либо попадал на море в грозу, знает, как моментально разыгрывается дождевая буря, сплошным потоком выливая из неоткуда взявшихся туч тонны воды, сплошной стеной опуская завесу. И как она точно так же внезапно заканчивается, оставляя после себя крупные хрустальные капли и девственно-чистое небо.
Вот такой дождь и настиг одинокую шлюпку с уже тремя моряками.
Трое измученных людей, сорвали с себя одежду, стремясь расстелить её на дне шлюпки, чтобы дождь промочил её насквозь, но сил сдержаться не хватало, и они всасывали, всасывали, всасывали из своих лохмотьев эту «золотую» влагу, распластавшись на дне, отталкивая друг друга, ругаясь и смеясь почти безумным смехом.
Дождь! Дождь! Дождь!
Да, кровь Ричарда Паркера им не понадобилась, но мясо помогло прожить ещё несколько дней.
Продолжение следует...
Использованы материалы:
https://diletant.media/
https://echo.msk.ru/
https://www.yachtrussia.com/
https://nostradamvs.livejournal.com/
https://zen.yandex.ru/
https://masterok.livejournal.com/
https://document.wikireading.ru/
https://www.sports.ru/
https://www.youtube.com/