Как ознакомиться пациенту с мед.документацией, или почему запрос пациента не подпадает под ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ?

Предыстория вопроса такова.
Гражданин направил в мед. учреждение (МУ)запрос об ознакомлении с мед. документами (МД) в отношении себя. В телефонном режиме он был уведомлен медицинской организацией (МО) о возможности ознакомиться с МД, и в срок до истечения 30-ти дней был ознакомлен с ними.
Вопрос: «Надо ли отвечать гражданину письменно на его обращение в случае, если он посредством телефонной связи уведомлен о дате и времени ознакомления, и ознакомлен с МД?»
Отвечая, обосную собственную правовую позицию по существу заданного вопроса; замечу, что она разошлась с позицией иных юристов сайта, которые давая утвердительный ответ, обосновали его ссылкой на требования статьи 12 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", предупредив в категоричной форме автора вопроса о том, что нарушение срока направления ответа заявителю предполагает привлечение МО к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
Замечу, что установленный ФЗ № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан,
распространяется на правоотношения, возникшие с государственными органами, органами местного самоуправления, а также осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, а также иными организациями (статья 1 ФЗ № 59-ФЗ).
Медицинские организации не осуществляют публично значимых функций, в этой связи, как представляется, к возникшим правоотношениям указанный порядок не применим, то есть, правоотношения пациента и медицинского учреждения не подпадают под действие ФЗ № 59-ФЗ, поскольку не являются административными, основанными на властном подчинении пациента муниципальному учреждению.
Кроме того, ФЗ № 59-ФЗ оперирует понятием заявление, что само по себе является просьбой гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод; понятия запрос, как вид обращения гражданина в МУ, ФЗ № 59-ФЗ не даёт.
Правоотношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, урегулированы ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В этой связи, права гражданина по рассматриваемому вопросу, равно как и обязанности МО входят в предмет регулирования данного закона (статья 1 ФЗ № 323-ФЗ).
Пациент имеет право знакомиться с МД, отражающей состояние его здоровья, в том числе имеет право по запросу получать МД, копии таких документов, а также выписки из них (статья 22 ФЗ №323 ФЗ).
Запросы пациентов об ознакомлении с МД подлежат рассмотрению в порядке, регламентированном Приказом Минздрава РФ от 29.06. 2016 № 425 н.
Основанием для ознакомления пациента с МД является поступление в МО от него письменного запроса о предоставлении МД для ознакомления (пункт 2 Порядка).
Отмечу, что с заявлением такого характера в МО вправе обратиться представитель пациента.
Письменный запрос должен быть направлен на имя руководителя МО; в запросе указывается номер телефона заявителя.
В случае просьбы заявителя о направлении ему письменного ответа, запрос должен содержать адрес заявителя.
Как усматривается из Приказа, для ознакомления заявителя с МД требуется установление предварительной даты и времени такого ознакомления, что само по себе не может не означать, что согласование вопроса МО осуществляется в телефонном режиме.
В журнал учёта работы помещения вносятся сведения о дате и времени посещения заявителем кабинета для ознакомления с МД, а также личная подпись заявителя об ознакомлении (пункт 10 Порядка).
Таким образом, Приказ Минздрава РФ от 29.06. 2016 № 425 н не содержит прямого указания на правовые нормы, обязывающие МО уведомлять заявителя о дате и времени ознакомления с МД посредством почтовой связи, то есть, давать письменный ответ.
Вместе с тем, указанным Приказом регламентирована обязанность МУ в срок, установленный ФЗ № 59-ФЗ, с момента регистрации письменного запроса в МО осуществить допуск пациента к МД.
Поскольку Приказом установлен максимальный срок ожидания заявителем посещения кабинета для ознакомления с мед. документацией (30-ть дней), действия МО должны быть осуществлены в пределах указанного срока, как по уведомлению, так и непосредственно ознакомлению заявителя с МД.
В нашем же случае автор вопроса, вопрошая о том, следует ли давать письменный ответ на запрос, указывает на тот факт, что заявитель уже ознакомлен с МД, , что само по себе может свидетельствовать о его надлежащем уведомлении.
Таким образом, в случае указания заявителем в запросе номера контактного телефона и отсутствии при этом просьбы уведомить его о дате и времени ознакомления с МД посредством почтовой связи, у МО не возникает правовой обязанности об уведомлении заявителя о дате и времени ознакомления путём направления ему письменного ответа, более того, такая обязанность отсутствует у МО в случае состоявшегося ознакомления по факту.
Кроме того, подпись заявителя об ознакомлении с МД доказывает обстоятельство надлежащего уведомления его МО на этот счёт.
Прошу высказать мнение по вопросу, надо ли отвечать гражданину письменно на его обращение в случае, если он посредством телефонной связи уведомлен о дате и времени ознакомления с мед. документами?
Удачи Вам!
В наше время всё должно быть документально заверено, иначе потом концов не найдёшь. Был прецедент с поликлиникой летом. По телефону общались не очень корректно, потому как не понимали кто на другом конце провода. По итогу прислали документальное объяснение своим действиям.
PS: Нейрохирург в выписке обозначил дату снятия послеоперационных швов, но хирург по месту жительства почему-то решила их не снимать в назначенное время. По факту и в следующую явку не сняла, так как муж забыл маску, и она его не приняла. В кабинете лишних масок не оказалось, и доктор отправила домой. Далее как в кино. На следующий день маску даже не спросила, но он её надел для приличия. Я-то уже позвонила куда нужно!
Итог не очень хороший - шов успел загноиться. Не заживал почти месяц. Перевязки делала сама, ежедневно. Аргосульфаном удалось залечить дефект.
Но поликлиника осталась недовольна
Здесь с Вами согласна.
По телефону скажут одно, на деле другое. Все разговоры невозможно записать, а техника может и подвести. При этом документы из почты можно распечатать в любое время!

Наталья Александровна, в статье речь немного о другом. Запрос гражданина об ознакомлении с медицинской документацией подлежит рассмотрению в порядке Приказа Минздрава, вследствие чего к нему не применимы требования ФЗ № 59-ФЗ. То есть, МО не обязана направлять письменный ответ на запрос, если заявитель об этом не указал в просительной части запроса.
Я поняла этот момент! Поэтому лучше попросить
Спасибо за мнение
Благодарю. Полезно знать!
Нина, спасибо за интерес к моими публикациям
Спасибо за информацию
Вам спасибо, Марьяна Николаевна за то, что проявили интерес к публикации
Не знал об этом, спасибо за полезную тему

Спасибо, Эдуард за участие в обсуждении темы
Благодарю за предоставленную информацию.
Спасибо, Татьяна.