Лучший фильм “Крёстный отец” О чем фильме? Коротко о фильме. Сюжет фильма.

Драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Слоган: «Предложение, от которого невозможно отказаться». Главные роли Вито и Майкла Корлеоне исполняют Марлон Брандо и Аль Пачино соответственно. Во второстепенных ролях снялись Джеймс Каан и Роберт Дюваль.
На 45-й церемонии вручения наград Американской академии «Оскар» картина получила три премии: в категориях «Лучший фильм года», «Лучший адаптированный сценарий» Пьюзо и Копполы, в категории «Лучший актёр главной роли» за актёрское исполнение Марлона Брандо — и ещё 19 различных наград и 17 номинаций. Также занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа («100 лет… 100 фильмов (10-я юбилейная редакция)» (англ. AFI’s 100 Years… 100 Movies (10th Anniversary Edition)), издаванного Американским институтом киноискусства), уступая лишь киноленте «Гражданин Кейн»
Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года. Премьера состоялась в марте 1972 года При небольшом бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в прокате 268,5 миллиона.
В 1945 году в Нью-Йорке на свадьбе своей дочери Конни (Талия Шайр) с Карло (Джанни Руссо), Вито Корлеоне (Марлон Брандо) выслушивает просьбы в качестве дона криминальной семьи Корлеоне. Его младший сын Майкл (Аль Пачино), который был морским пехотинцем во время Второй мировой войны, представляет свою подругу Кей Адамс (Дайан Китон) семье на приёме. Джонни Фонтейн (Эл Мартино), популярный певец и крестник Вито, просит помощи у Вито в получении роли в кино. Вито отправляет своего консильери Тома Хэгена (Роберт Дювалл) в Лос-Анджелес, чтобы убедить главу студии Джека Вольца (Джон Марли) дать Джонни роль. Вольц отказывает, пока не просыпается в постели с отрубленной головой своего ценного жеребца.
Незадолго до Рождества наркобарон Соллоццо (Аль Леттьери), которого поддерживает криминальная семья Татталья, просит Вито инвестировать в его наркобизнес и обеспечить защиту через свои политические связи. Опасаясь, что его политическое влияние будет дискредитировано причастностью к торговле наркотиками, Вито отказывает. Ожидая последствий, Вито отправляет своего человека Луку Брази (Ленни Монтана), шпионить за конкурентами. Брази задушен гарротой во время своей первой встречи с Бруно Татталья (Тони Джорджо) и Соллоццо. Позже Соллоццо похищает Хэгена, а затем стреляет в Вито на улице. Главой становится первенец Корлеоне Сонни (Джеймс Каан), а Соллоццо оказывает давление на Хэгена, чтобы убедить Сонни принять сделку Соллоццо, а затем освобождает его. Семья получает рыбу, завернутую в бронежилет Брази, что указывает на то, что Лука «спит с рыбами». Вито выживает, и в больнице Майкл предотвращает ещё одно покушение на своего отца. Капитан полиции Нью-Йорка МакКласки (Стерлинг Хейден), неофициальный телохранитель Соллоццо, сломал Майклу челюсть. Сонни наносит ответный удар по Татталья. Майкл готовится убить Соллоццо и МакКласки; делая вид, что он хочет уладить разногласия, Майкл встречается с ними в ресторане в Бронксе, где убивает обоих с помощью пистолета, который заранее подложил Клеменца (Ричард С. Кастеллано), капо Корлеоне.
Несмотря на сопротивление властей, пять семей начинают открытую войну, и Вито боится за безопасность своих сыновей. Майкл находит убежище на Сицилии, а Фредо (Джон Казале) защищает Мо Грин (Алекс Рокко) в Лас-Вегасе. Сонни нападает на Карло на улице за жестокое обращение с Конни и угрожает убить его, если избиения повторятся. Когда это происходит, Сонни мчится к их дому, но попадает в засаду на автомагистрали, и его жестоко убивают гангстеры с пистолетами-пулемётами. Находясь в Сицилии, Майкл знакомится с Аполлонией (Симонетта Стефанелли) и женится на ней, но предназначенная для него автомобильная бомба уносит её жизнь.
Опустошенный смертью Сонни, Вито понимает, что клан Татталья находится под патронажем главного дона Барзини (Ричард Конте), и пытается положить конец вражде. Он заверяет пять семей в том, что он поддержит героиновый бизнес и откажется от мести за убийство Сонни. После гарантий безопасности Майкл возвращается домой, чтобы заняться семейным бизнесом и жениться на Кей, пообещав ей, что бизнес станет законным в течение пяти лет. Кей рожает двоих детей к началу 1950-х годов. Когда его отец вот-вот умрет, а Фредо становится слишком слаб, Майкл берёт бразды правления семьей. Он настаивает на том, чтобы Хэген переехал в Лас-Вегас и оставил свою роль Вито, потому что Хэген не «консильери на случай войны»; Вито договаривается, что Хэген не должен участвовать в предстоящих сражениях с конкурирующими семьями. Когда Майкл едет в Лас-Вегас, чтобы выкупить долю Грина в семейном казино, он в замешательстве видит, что Фредо более предан Грину, чем его собственной семье.
В 1955 году у Вито случается смертельный сердечный приступ. На похоронах Тессио (Эйб Вигода), капо Корлеоне, просит Майкла встретиться с Барзини, и Майкл понимает, что Тессио — предатель, о котором предупреждал Вито. Встреча назначена на тот же день, что и крещение ребёнка Конни. Пока Майкл стоит у алтаря в качестве крёстного отца ребёнка, киллеры Корлеоне убивают других нью-йоркских донов и Грина. За предательство Тессио убивают. Майкл добивается признания Карло в его соучастии в организации убийства Сонни для Барзини; Клеменца душит Карло гарротой. Конни обвиняет Майкла в убийстве, говоря Кей, что Майкл приказал убить всех. Кей испытывает облегчение, когда Майкл, наконец, отрицает это, но когда прибывают капо, они обращаются к её мужу как к дону Корлеоне, и она наблюдает, как они отдают дань уважения Майклу в качестве нового дона. Дверь в кабинет закрывается.
Одним из основных отличий романа от фильма является ретроспектива ранней жизни Дона Корлеоне, включающая в себя обстоятельства его эмиграции в Америку, описание жизни его семьи, убийство Дона Фануччи, развитие карьеры в мире мафии. Всё это было использовано позже в продолжении к первой части «Крёстный отец 2».
Также при экранизации было вырезано много эпизодов из жизни других героев. Например, в фильме не были показаны неудачи Джонни Фонтэйна с женщинами и только упомянуты проблемы с голосом; история любовной связи Сантино и Люси Манчини, а также его уличные хулиганства, совершаемые в подростковом возрасте; полностью отсутствует линия доктора Джулиуса Сегала, который следил за восстановлением лицевых костей Майкла, повреждённых ударом МакКласки; наличие склонности к педофилии у Джека Вольца.
Фильм начинается сценой, где гробовщик Америго Бонасера ищет справедливости у Дона. За помощью далее приходит пекарь Назорин, затем Лука Брази и Джонни Фонтейн. В книге же порядок следующий: пекарь, Лука, гробовщик, Фонтейн.
В фильме продюсер Джек Вольц показан как влиятельный и богатый представитель шоу-бизнеса. В книге также упоминается о возможных широких связях этого человека в правительстве — он является советником президента США по вопросам кино, а также утверждает о своей дружбе с директором ФБР, что, вероятно, является лишь хвастовством.
Согласно книге, Майкл объясняет свою решимость Сонни словами: «Они сделали это личным, стреляя на улице. Насилие — это не бизнес, это личное», но в кинофильме он отвечает девизом отца: «Ничего личного. Это только бизнес».
В сцене возле больницы, когда к схваченному Майклу подоспевают верные семье люди, в фильме Том Хэген забирает сына дона и объясняет капитану полиции, что теперь за Вито Корлеоне будут присматривать частные детективы. В книге же на помощь Майклу подоспел адвокат Клеменцы, а Тома он видит лишь спустя время, очнувшись в больнице.
В романе Кей узнаёт о возвращении Майкла с Сицилии случайно, позвонив его матери, и сама приезжает в Лонг-Бич, где встречается с Майком. В кинофильме Майкл находит Кей сам.
В фильме были значительно уменьшены характерные линии некоторых героев. До минимума были сведены роли: Джонни Фонтейна, Люси Манчини, Рокко Лампоне и Альберта Нери (последние два не произносят в фильме ни слова). Полностью удалены из фильма бывший консильери Дженко Абанданно (снят эпизод, не вошедший в фильм), доктор Джулиус Сегал, Нино Валенти и доктор Тацци из Сицилии. Также в книге Майкл и Кей имеют двух сыновей, но в фильме у них сын и дочь.
По книге, Фабрицио (один из телохранителей Майкла в Сицилии) убит наряду с другими во время сцены крещения.
Окончание книги отличается от конца кинофильма: фильм заканчивается на 31 главе, когда Кей сама понимает, что Майкл стал подобен своей семье, а книга заканчивается 32 главой, в которой Хэген рассказывает обо всех делах её мужа.
Во время «сцены крещения» в фильме все главы четырёх семейств были убиты. В романе были убиты только Барзини и Татталья, а также приближенные к ним — заплечные мастера, букмекеры.
Марио Пьюзо сам писал сценарий для всей кинотрилогии, поэтому был в курсе всех расхождений. Между тем существует раритетный телевизионный сериал «Крёстный отец: Сага», выпущенный в 1977 году. Сериал перемонтирован в «правильном» хронологическом порядке, относительно истории семьи Корлеоне (ретроспектива с Де Ниро показана в начале, далее события первой части и т. д.), с добавлением удалённых из полнометражных фильмов эпизодов: эпизод с намёком на педофилию Джека Вольца, убийство Фабрицио путём взрыва его автомобиля (происходит одновременно с событиями «Крёстный отец 2») и прочие. Всего добавленные сцены составляют около 60 минут экранного времени. Позже «Сага» была дополнена материалом третьей части и выпущена на видео под названием «Крёстный отец. Трилогия. 1901—1980».
Фрэнсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей к кинокомпании «Парамаунт» на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съёмки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съёмок.
Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджо Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в качестве своеобразного реванша снял в 1984 году столь же масштабный гангстерский фильм «Однажды в Америке».
При утверждении кинопроекта кинокомпания «Парамаунт» выдвинула требование не привлекать к съёмкам Марлона Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съёмочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крёстного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом. Кинокомпания до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану, но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.
Верховный суд Нью-Йорка, на лестнице которого был расстрелян в финале ленты дон Барзини
Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога. Актёр Ленни Монтана, игравший Луку Брази, так трепетал при его виде, что постоянно путал текст. Копполе понравилась такая натуральная нервозность, и он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.
Кошка на руках Вито Корлеоне в сцене, где он принимает посетителей на свадьбе своей дочери, оказалась на съёмочной площадке случайно и её появление в кадре не было запланированным[7][8]. Идея задействовать четвероногое в фильме является импровизацией со стороны Копполы, создающей яркий контраст между суровым образом «отца сицилийской мафии» и безобидным животным.
Фильм снимался в классической по своей простоте манере. «Из технических „наворотов“ почти ничего не было, никаких вертолётных съёмок или объективов с переменным фокусным расстоянием, — рассказывал оператор Гордон Уиллис. — С операторской точки зрения „Крёстный отец“ снимался как „живая картина“ — актёры входили в кадр и выходили из него, всё очень прямолинейно. Этим мы ещё раз подчёркивали время действия». Сам режиссёр вспоминал: «Мы много думали, как обозначить на экране контраст между добром и злом, светом и тьмой. Как на чёрном холсте писать картину в ярком свете. Определились и с работой камеры, решили, что камера будет статичной, а движение будет начинаться только при перемещении в кадре людей».
Продюсеры всеми силами пытались заставить Копполу уволить Аль Пачино со съёмок «Крёстного отца». Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссёру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнёт ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает Солоццо и капитана полиции, они поняли режиссёрскую прозорливость Копполы.
По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна был основан на слухе о Фрэнке Синатре, согласно которому тот получил роль в фильме Фреда Циннемана «Отныне и во веки веков» вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры. По другой версии, прототипом Джонни Фонтейна был популярный в 1950-х—1960-х годах эстрадный певец Эл Мартино, который и сыграл его в фильме.
Ключевая музыкальная тема фильма, прославившаяся на весь мир — Speak Softly Love. Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал для фильма целиком новую музыку, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).
Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма. А Корлеоне (итал. Corleone) — это название горного сицилийского города, многие годы служившего убежищем для мафиози.
В 2011 году вторая жена продюсера «Крёстного отца» Эла Рудди, рассказала Чарльзу Брандту, автору документальных детективов, что окончательный вариант сценария фильма одобрил лично влиятельный босс мафии Рассел Буфалино.
Этот фильм был признан значительным как в США, так и во всём мире. Режиссура Копполы, в сочетании с игрой выдающихся актёров и прекрасным сценарием, обеспечила фильму успех и среди кинокритиков, и среди простых зрителей. Можно сказать, что в фильме присутствует много насилия, однако в данном случае это лишь художественное средство для отражения режиссёрского видения и для создания соответствующей атмосферы в фильме.
Основной же драматизм фильма заключается в трагедии Майкла Корлеоне — молодого человека, героя войны, жизнь и даже душа которого оказывается сломлена под давлением собственной ответственности, власти и интересов семьи. Его превращение в жестокого и коварного босса являет собой одну из самых искусно показанных метаморфоз в истории мирового кинематографа.
И такие замечательные фильмы, как «Однажды в Америке» или «Крёстный отец», по сути, продолжают тему романтизации зла. Ведь как бы оно ни выглядело на экране, очевидно, что реальность совсем иная. И не дай Бог в настоящей жизни попасть в одну из тех ситуаций, что показаны в этих фильмах. Никакой романтики в изрешечённых пулями телах родных и близких нет.
Несмотря на то, что многие фильмы о гангстерах предшествовали «Крёстному отцу», тяжёлое вливание Френсиса Форда Копполы в итальянскую культуру, стереотипы и его изображение бандитов как персонажей значительной психологической глубины и сложности было беспрецедентным. Коппола пошёл дальше с «Крёстным отцом», отсняв вторую часть, и успех этих двух фильмов, критически, художественно и финансово, открыл двери для многочисленных других изображений итальянских американцев в качестве бандитов, включая такие фильмы, как «Славные парни» Мартина Скорсезе и сериалы, такие как «Клан Сопрано» Дэвида Чейза. Всестороннее исследование итало-американской культуры в кино, проведённое с 1996 по 2001 гг. Итальянским Институтом Америки показало, что со времён Крёстного отца, в среднем, было выпущено около 300 фильмов с участием итальянских американцев в качестве бандитов (в основном вымышленных).
Эпический фильм «Крестный отец», включающий в себя оригинальную трилогию и дополнительные кадры, которые Коппола включил позже, к настоящему моменту полностью интегрирован в американскую жизнь и привел к весьма стереотипному представлению об итало-американской культуре. Первый фильм оказал наибольшее влияние и, в отличие от любого предыдущего фильма, его изображение итальянцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты в первые десятилетия XX века, возможно, относится к итало-американскому режиссёру, представляющему его собственное понимание их опыта. Своими действиями фильмы объясняют интеграцию вымышленных итальянских преступников в американское общество. Хотя история разворачивается в период массовой иммиграции в США, она коренится в особых обстоятельствах семьи Корлеоне, которая живёт вне закона. Некоторые критики превратили их историю в историю универсальности иммиграции, другие же утверждают, что это заставляет зрителя отождествлять организованную преступность с итало-американской культурой. Выпущенный в период интенсивного национального цинизма и самокритики, американский фильм вызвал отклик в отношении двойной идентичности, присущей нации иммигрантов. «Крестный отец» усилил негативное изображение голливудских иммигрантов-итальянцев после фильма и стал инструментом вербовки для организованной преступности
Концепция мафиозного «Крестного отца» была изобретением Марио Пьюзо, и эффектом фильма было добавление к языку вымышленной номенклатуры. Точно так же незабываемое высказывание Вито Корлеоне «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не может отказаться», стало второй по значимости памятной фразой в истории кино за 100 лет (100 известных цитат из американских фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства). Во французском романе «Отец Горио» Оноре де Бальзак пишет о том, что Вотрен говорит Эжену: «В таком случае я сделаю вам предложение, от которого никто не откажется»
Реальные гангстеры с энтузиазмом отреагировали на фильм, и многие из них чувствовали, что это изображение того, как они должны были действоват Сальваторе «Сэмми Бык» Гравано, бывший глава преступной семьи Гамбин, заявил: «Я покинул фильм ошеломленным … Я имею в виду, что я выплыл из театра. Может быть, это была выдумка, но для меня, тогда, это была наша жизнь. Это было невероятно. Я помню, как разговаривал со множеством парней, созданных парней, которые чувствовали то же самое». По словам известного киллера Энтони Фиато после просмотра фильма, члены криминальной Семьи Патриарка Поли Интисо и Ники Гизо изменили свои речевые образцы ближе к тем, которые были у Вито Корлеоне. Интисо часто ругался и использовал плохую грамматику, но после выхода фильма он начал более отчетливо говорить и философствова.
Джон Белуши, выступая в отрывке «Saturday Night Live» в роли Вито Корлеоне на сеансе терапии, выражая свои внутренние чувства по отношению к семье Татталья, говорит: «Кроме того, они стреляли в моего сына Сантино 56 раз»
В телесериале «Клан Сопрано» топлесс-бар Тони Сопрано называется «Бада Бинг», повторяя фразу в «Крестном отце», когда Сонни Корлеоне говорит: «Тебе нужно подобраться так близко, и бада-бинг! Вы взрываете их мозги по всему вашему хорошему костюму Лиги Плюща».
Фильм несколько раз пародировали в анимационном телесериале «Симпсоны». В эпизоде сезона 3 «Лизина пони» Лиза просыпается, чтобы найти лошадь в своей постели, и начинает кричать. Музыка и сама сцена напоминают знаменитую сцену «голова лошади» в «Крестном отце». В эпизоде 4 сезона «Mr. Plow» сцена смерти Сонни Корлеоне имитируется, когда Барт Симпсон забрасывается снежкам Сцена снова пародируется в эпизоде сезона 16 «All’s Fair in Oven War», в которой Джеймс Каан играет роль гостя. В эпизоде сезона 18 «The Mook, the Chef, the Wife and Her Homer» финальная сцена фильма имитируется закрытием двери для Лизы Симпсон
https://ru.wikipedia.org