Правовые особенности адаптации бизнес-процессов после короновируса на малых предприятиях в РФ В РОССИИ

152 просмотрa
42 дочитывания
10 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Введение

Тема

Современные реалии, которых не смог предвидеть весь мир, диктуют свои новые условия. 2020 стал глобально проблемным годом, воздействию которого подверглись абсолютно все процессы нашей жизни. Бизнес - один из первых, кто на себе испытывает удары мирового кризиса. Экономисты прогнозируют, что пандемия Covid-19 вызвала изменения, которые заставляют говорить о мире «до» и «после». Отметим, что кроме проблем, которые принес 2020 год для бизнеса, он принес еще и очень много пользы, ведь начался огромный прорыв в развитии электронной коммерции (по данным исследователей развитие ускорилось на 5 лет), весь мир начал стремительными темпами осваивать всемирную паутину Интернет

Анализ последних исследований. Проблематика адаптации бизнес-процессов и диджитализации малого бизнеса является относительно новым направлением научных исследований среди российских ученых, поэтому, на эту тематику достаточно не много научных работ, особенно тех, которые учитывают условия пандемии 2020 года. Над указанной проблематикой работали такие ученые: Безгачева О.Л., Меркулова И.Ф., Янкевич Ю.Г. и Цыплакова Е.Г., которые исследовали трансформацию бизнеса в условиях цифровизации современной экономики

Целью данного исследования является определение особенностей адаптации бизнес-процессов после коронавируса на малых предприятиях в России.

Для решения основной цели статьи необходимо решаить такеи ее задачи:

- провести анализ имеющегося опыта воздействия цифровой трансформации на бизнес-процессы в условиях пандемии Covid-19;

- осуществить разработку предложений по маркетинговым стратегиям и этапам цифровизации во время эпидемии коронавируса;

- определить основные направления цифровизации бизнеса;

- провести анализ международного опыта диджитализации, как антикризисного инструмента для сохранения бизнеса в условиях кризиса коронавируса.

Изложение основного материала. Пандемия Covid-19 внезапно и стремительно охватила весь мир, эта ситуация была непредсказуемой и обусловила глобальный процесс цифровизации бизнеса. Компании пытаются полностью перестроить свои стратегии, ищут новые каналы сбыта, новых поставщиков и тому подобное. Отметим, что этот вопрос является актуальным как для компаний-гигантов, так и для малого бизнеса. Овладевать онлайн-платформами начали абсолютно все: учебные организации проводят обучение на веб-платформах, все бизнес-совещания и модели трудовых отношений осваивают приложения для видеоконференций, процесс закупок стал почти невозможным оффлайн, поход в рестораны успешно заменяют услуги по доставке. А для малого бизнеса, в условиях тотального локдауна, единственный шанс пережить кризис - это применять все возможные способы цифровизации бизнеса. Изменения претерпели не только бизнес-процессы, но и поведение онлайн-пользователей. В России значительно возросло количество пенсионеров, которые осваивают алгоритмы онлайн-заказов. Еще год назад трудно было бы представить, что пожилые люди в маленьких городках будут пользоваться онлайн доставкой продуктов на дом. Сегодня же это наша реальность, и единственный выход для бизнеса - быстро приспосабливаться к изменениям и переходить в онлайн-сферу. Если компания до сих пор не начала цифровую трансформацию, ей будет трудно сохранить свой бизнес после карантина. По нашему мнению, бизнес-структуры запустят процесс цифровизации, даже если они сейчас считают цифровую трансформацию модной тенденцией, совсем скоро поймут, что этот процесс неизбежен. Большинство компаний привлекают инвестиции и новые разработки в свой бизнес, что способствует развитию электронной коммерции в большинстве стран. Страны, которые имели низкий уровень развития данной сферы, показывают огромные показатели роста продаж. Как видно из таблицы 1, в России этот показатель вырос, почти вдвое, в обычном темпе жизни это рост занимал бы несколько лет.

Таблица 1.

Темпы прироста объемов продаж электронной коммерции в различных странах мира 2020 года

Страна

Прирост продаж онлайн (2021 по сравнению с 2019 г.) (%)

Бельгия

7

В среднем страны Европы

13

Испания

29

Болгария

30

Румыния

30

Россия

45

Источник: обобщены на основе

Большинство предпринимателей считают, что в условиях пандемии достаточно лишь сократить расходы, однако, это так не работает. Расходы нужно наоборот оптимизировать, а не уменьшать. Бытует мнение, что наличие интернет-магазина с хорошим дизайном и удобным функционалом, является достаточным для успешного бизнеса. Однако, разработка интернет-магазина - это только начало выхода в онлайн, а для успеха в данной сфере нужна четкая маркетинговая стратегия, понимание поисковой оптимизации, трафика, запуска рекламы, поддержки клиентов и тому подобное

Изучение и анализ литературных источников по исследуемой тематике, позволило предложить три основных шага подготовки бизнеса к переходу в онлайн:

1) анализ и оптимизация затрат компании (поиск новых партнеров, поставщиков, бизнес-партнеров, оптимизация неактуальных расходов в соответствии с новыми условиями)

2) проведение изменений в команде (переход на удаленную форму работы, разработка новой системы вознаграждений и бонусов работников, расчет новых ключевых показателей эффективности (KPI), перераспределение ответственности, расширение полномочий руководителей отделов)

3) ориентирование на новые товары или услуги в соответствии с потребностями потребителей (изменение ассортимента с ориентацией на товары, более необходимые в условиях карантина, разработка ключевых преимуществ над конкурентами и рост узнаваемости бренда, путем введения бесплатной доставки новых акций и техподдержки клиентов).

Отдельной составляющей диджитализации стоит выделить маркетинг. Во время закрытия офисов и магазинов, все нагрузки переходит на маркетинг, трудно быстро сориентироваться и найти новые каналы связи с клиентами без потери доходов.

Для успешной маркетинговой кампании в условиях пандемии потребуется:

- выделить основные товары с наибольшим спросом среди всего ассортимента;

- найти оптимальные каналы сбыта и сосредоточить на них основные мощности компании;

- обратиться к email-рассылкам, социальным сетям и мессенджерам.

В общем, цифровизация бизнеса состоит из 5 этапов, конечная цель которых цифровая зрелость

1) начальный этап (использование технологий только в разовых случаях);

2) формальный этап (следование тенденциям цифровизации без понимания и эффекта от внедрения технологий)

3) стратегический этап (цифровизация становится стратегией бизнеса с пониманием того эффекта, который должен быть достигнут)

4) конверсированный этап (разработана целая корпоративная политика по цифровизации, где каждый отдел понимает свою значимость в данном процессе)

5) инновационно-адаптивный этап (кардинальное изменение стратегий компании, где каждый этап невозможен без цифровизации).

По советам экономистов

Введение системы коммуникации с партнерами с помощью современных технологий

API-системы, возможности работы с иностранными партнерами

Работа с данными

Сбор, сортировка, анализ и оценка данных легко оптимизируется с помощью новых технологий

ERP, CRM системы, 1С

Внедрение R & D решений

Личные уникальные цифровые решения, которые до вас никто не использовал. Создание нового дополнения к собственному продукту.

Создание собственного R&D центра, разработка новых инновационных продуктов

Источник: систематизированы на основе

Самое главное - это не рассеивать свои силы в разных направлениях. В условиях кризиса первым и важным шагом является концентрация на сильных сторонах бизнеса. Например, если интернет-продажи имели место и в карантин, то следует расширить способы оплаты заказов, улучшить доставку, предложить кредитование или отсрочку платежей, выйти на новые онлайн-платформы сбыта. А если ваш бизнес к пандемии не имел ничего общего с интернет-продажами - стоит быть очень осторожным. Для начала необходимо идентифицировать, в каких социальных сетях или мессенджерах находится ваша целевая аудитория (Instagram****, Facebook****, Wildberries, Ozon, Avito или профильные платформы). Далее - создать собственную страницу в социальных сетях, провести опрос, если присутствует заинтересованность, только тогда следует разрабатывать собственный сайт и запускать рекламу, если же нет, то лучше обратиться к площадкам сбыта вроде Wildberries, Ozon.

Среди наиболее распространенных в России и в мире стратегий адаптации бизнес-процессов, которые продемонстрировали свою действенность во время пандемии, можно выделить следующие – рис. 1:

Рисунок 1. Стратегии адаптации бизнес-процессов малого бизнеса в условиях коронавируса

На основе анализа вышеприведенного и международного опыта

1) в первую очередь, не стоит бездумно следовать технологиям только потому, что так делает большинство. Для начала, стоит провести аудит и проанализировать эффективность бизнес-процессов и, только потом, браться за их цифровизацию. Технологии не должны стать основной целью бизнеса, основная цель - эффективность бизнеса, а технологии должны удваивать эту эффективность;

2) команда - сильная сторона компании. Следует всегда работать со своими работниками и максимально привлекать весь персонал к цифровой трансформации. Все должны разделять цифровое видение будущего компании. В противном случае, сопротивление на внутреннем уровне будет барьером развития;

3) обратитесь к команде разработчиков и стремитесь к тому, чтобы у вас было общее видение будущего продукта. Даже при успешной команде разработки, не бойтесь использовать уже готовые цифровые решения. Не стоит «изобретать велосипед», это финансово затратно и не целесообразно. Лучше делиться своими разработками и пользоваться уже созданными, так вы организуете вокруг себя цифровую профильную экосистему;

4) пошаговое движение этапами - путь к успеху. Не нужно вкладывать все имеющиеся средства в цифровизацию. Минимизация финансовых рисков - важная составляющая во всех бизнес-процессах. Возможно, на каком-то из этапов вы поймете, что нужно было оцифровывать вообще другой процесс или продукт.

Выводы. С ослаблением карантинных ограничений большинство компаний полностью или частично вернулись в привычный режим работы в офисе. Однако, большое количество руководителей изменили свою позицию по дистанционной работе, они предпочитают удаленную форму работы, в связи с ростом показателей эффективности. Новые технологические решения, среди множества которых является разработка новых продуктов и услуг, или поиск новых поставщиков, или продажа через новые каналы сбыта, после пандемии будут приятным бонусом и доходом организаций. Как вывод, можно сказать, что бизнес-модели будут делиться на «до коронавируса» и «после него». В дальнейшем, компании ждет тотальная цифровизация. Как показывает теория и практика, все мировые кризисы цикличны, и каждый рано или поздно имеет свой конец. А цифровизация бизнеса - является не только антикризисным инструментом, но и общим способом увеличения доходов компании. Отметим, что выигрывают те, кто во время кризиса прилагают максимальные усилия, чтобы завоевать свою аудиторию с помощью качественных услуг и соответствующих цен. Мировая тенденция ведения бизнеса свидетельствует, что за последние 5 лет ежегодный прирост онлайн-ритейла составил примерно 20%, а оффлайн прирост - около 3,5%. Итак, за несколько десятков лет можно утверждать, что именно онлайн-торговля будет основным каналом сбыта товаров, а оффлайн отойдет на второй план. Именно в таких новых условиях, по нашему мнению, компании должны не только научиться цифровизировать свой бизнес, но и уметь управлять своей деятельностью с помощью различных современных действенных антикризисных инструментов.

Список литературы:

Безгачева О.Л., Меркулова И.Ф., Янкевич Ю.Г., Цыплакова Е.Г. Трансформация бизнеса в условиях цифровизации современной экономики // Инновации и инвестиции. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-biznesa-v-usloviyah-tsifrovizatsii-sovremennoy-ekonomiki (дата обращения: 17.10.2021).

Гужина Г.Н., Ежкова В.Г. Трансформация современного бизнеса в условиях пандемии // Инновации и инвестиции. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sovremennogo-biznesa-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 17.10.2021).

Ермолина А.А. Устойчивое развитие предприятий во время COVID-19 на базе симметричных структур // Стратегии бизнеса. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-predpriyatiy-vo-vremya-covid-19-na-baze-simmetrichnyh-struktur (дата обращения: 17.10.2021).

Лапшина А.М., Анохина М.Е. Стратегии трансформации бизнеса в условиях пандемии Сovid-19 // Стратегии бизнеса. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-transformatsii-biznesa-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 17.10.2021).

Маслова Ж.Н. Основные тенденции развития и трансформации трансграничной электронной торговли в период пандемии С o v i d-19 // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-i-transformatsii-transgranichnoy-elektronnoy-torgovli-v-period-pandemii-c-o-v-i-d-19 (дата обращения: 17.10.2021).

Мещерякова М.А. Обеспечение технологической устойчивости промышленных систем

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Склярова М.А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(127). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(127).pdf (дата обращения: 28.10.2021)

Источник

https://sibac.info/studconf/science/cxxvii/227666

Проголосовали:25

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

10 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
* * * * Instagram/Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Комментарии: 10
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Валерий Ш
Подписчиков 26782
сегодня, 08:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг44.6М
Непонятно, с какого перепуга потасканные извращенцы, наряженные в женские платья с перьями,...
Подробнее
Неинтересно
01:01
Поделитесь этим видео
0
2
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5170
вчера, 13:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.5М
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
0
31
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5170
вчера, 13:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.5М
Подробнее
Неинтересно
00:13
Поделитесь этим видео
0
27
Сергей
Подписчиков 1620
вчера, 14:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг274.7к
Добрый день!Недавно в некоторые регионы России нагрянули паводки. Затопило жилые застройки и участки.
Подробнее
Неинтересно
0
22
Котаева Альвина Руслановна
Подписчиков 954
сегодня, 06:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.9М
Подробнее
Неинтересно
00:07
Поделитесь этим видео
0
7
Валерий Ш
Подписчиков 26782
вчера, 15:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг44.6М
Ну вот наконец озорная мода плясать и кривляться в камуфляже и с оружием доползла из Израиля до России.
Подробнее
Неинтересно
01:47
Поделитесь этим видео
-13
63
Руслан
Подписчиков 61
сегодня, 08:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг197.4к
Подробнее
Неинтересно
00:24
Поделитесь этим видео
0
1
Инга
Подписчиков 8249
вчера, 13:16
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10М
Прочитала сейчас, что известная певица призналась в получении денег от запада и поддержке на эти деньги армии...
Подробнее
Неинтересно
0
19